Ценностные изменения и голосование за крайне правые партии в Европе: 1990-2010
Выступление Бориса Соколова на регулярном семинаре ЛССИ
29 ноября состоялся регулярный семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований. Борис Соколов, младший научный сотрудник ЛССИ, представил доклад на тему «Ценностные изменения и голосование за крайне правые партии в Европе: 1990-2010».
Современные теории модернизации предсказывают, что по мере экономического и технологического развития националистические идеи, а также ксенофобия и нетерпимость, будут становиться менее распространёнными. Но факты свидетельствуют об обратном: сегодня наблюдается рост ксенофобии и национализма даже в наиболее прогрессивных европейских обществах. Этот тренд в том числе выражается в росте популярности крайне правых партий.
Существующие концепции объясняют распространение правых идей в основном экономическими причинами. Так, согласно теории модернизации Р. Инглхарта, распространение националистических и ксенофобских настроений является одной из форм возврата к доминированию ценностей выживания в период экономической рецессии. Кроме того, некоторые авторы предполагают, что определённую роль играют такие факторы, как конкуренция на рынке труда, обусловленная увеличением этнического многообразия европейских обществ в результате притока мигрантов, или снижение межличностного доверия, также вызванное ростом доли мигрантов в структуре населения.
Тем не менее, экономический детерминизм не всегда позволяет объяснить популярность крайне правых партий: согласно некоторым исследованиям (Knigge,1998; Coenders & Scheepers, 1998; Lubbers et al., 2002; Arzheimer & Carter, 2006) правые партии пользуются большей популярностью в периоды экономического процветания, а во время рецессии электорат поддерживает перераспределительные программы социал-демократов. Кроме того, было установлено, что не только рабочие голосуют за правые партии (Oesh, 2008). Наконец, существуют веские свидетельства в пользу того, что эффект электоральной системы также имеет значение (Tarrow, 1996; Arzheimer and Carter, 2006).
В своем исследовании Борис пытается ответить на следующий вопрос: являются ли экономические факторы главными детерминантами роста национализма и голосования за крайне правых, или культурные факторы также имеют значение? В качестве базовых гипотез исследования выступают следующие утверждения: распространение постматериалистических ценностей негативно коррелирует с уровнем голосования за правые партии, а уровень ценностной поляризации, напротив, увеличивает процент голосов, полученных крайне правыми.
В рамках семинара были представлены результаты анализа данных VI волны World Values Survey по 29 европейским странам (в выборку вошли все государства-члены Евросоюза, а также Норвегия и Швейцария). В качестве зависимой переменной выступало положение респондента на идеологической шкале «лево-право». Кроме того, с использованием агрегированных данных по странам были изучены ключевые факторы, определяющие электоральные успехи правых партий на парламентских выборах в указанных странах за период с 1990 по 2010 годы.
В качестве основных предикторов в модель были включены индексы постматериализма и толерантности/ксенофобии, составленные на основе вопросов World Value Survey. Регрессионный анализ показывает, что на индивидуальном уровне постматериализм и ксенофобия противоположным образом воздействуют на идеологическую позицию. Однако предсказательный потенциал итоговой модели весьма невелик – она объясняет не более 4% дисперсии зависимой переменной.
При анализе данных на страновом уровне было установлено, что ценностная поляризация по измерению толерантность/ксенофобия повышает процент голосов, отданных за правые партии, в то время как агрегированный индекс постматериализма оказался незначимым. Поляризация по измерению материализм/постматериализм значима, но этот эффект исчезает при контроле по ВВП на душу населения или уровню безработицы. Кроме того, важным фактором, ограничивающим вероятность успеха крайне правых, является мажоритарная избирательная система.
подготовила Софья Лопатина