• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя Школа ЛССИ – День 9

Предпоследний день школы завершился выступлением Петера Шмидта, в котором он рассказал о своем проекте по созданию типологии ценностных установок жителей европейских стран. Ольга Басманова рассказывает в своем репортаже об этом и других событиях дня.

Девятый день Летней Школы выдался очень интенсивным, но несмотря на нагрузку участники не устают учиться и расширять свои научные горизонты.


Сегодня теоретическое занятие профессора Шмидта было посвящено тому, как следует интерпретировать интерактивные эффекты в каузальных моделях. Также Шмидт рассказал, как подобная техника анализа данных может быть применена в социальных и психологических исследованиях. После небольшого перерыва “на чашечку кофе” Зофья Игнац провела практическое занятие в MPLUS.


В программе отчетной сессии на сегодня произошли некоторые изменения, и в результате свои проекты представляли Андрей Щербак, Егор Лазарев и Евгений Варшавер. Интересно, что сегодня в программе были только новые проекты.


Проект Андрея Щербака, который он делает совместно со Светланой Боринской, посвящен выявлению и изучению взаимосвязей между несоциальными факторами и социальным изменениям. В частности, в проекте рассматриваются генные различия как фактор социальных изменений. Главный вопрос, который встает перед исследователям: объясняет ли генетическое различие культурные различия, и если да, то как?


Проект Егора Лазарева посвящен изучению установок по отношению  к беженцам в Армении, Грузии и Азербайджане. Егор использовал данные Кавказского Барометра, а также основывался на личных этнографических наблюдениях, полученных в ходе экспедиции в Закавказье.


Последним выступал Евгений Варшавер, рассказывавший о своем исследовании того, как самоконтроль влияет на образовательные достижения.


После второго кофе брейка участникам Школы была предоставлена возможность вновь послушать лекцию Петера Шмидта. В этот раз, однако, он уже рассказывал о своём собственном проекте – исследовании ценностных различий в Европе с помощью анализа латентных классов (latent class analysis), которые он осуществил в сотрудничестве в Владимиром Магуном и ассоциированным сотрудником нашей Лаборатории Максимом Рудневым.


В ходе лекции Шмидт попытался оспорить некоторые из выводов к которым пришли в своих исследованиях ведущие сотрудники нашей Лаборатории Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель. Ранее в рамках работы над общей теорией модернизации они разработали методы, позволяющие учитывать внутристрановые различия при межстрановых сравнениях ценностных ориентаций. Они также показали, что внутристрановые различия являются менее значительными, нежели межстрановые. Тем не менее, некоторые ученые, использующие типологию ценностей Шалома Шварца, ставят этот тезис под сомнение, по крайней мере, в отношении европейских стран. Результаты исследования Шмидта показывают, что межстрановые различия ценностных профилей в Европе менее значимы, чем это предполагалось Инглхартом и Вельцелем. В целом, ценностные ориентации европейцев, независимо от их национальной принадлежности, могут быть описаны с помощью типологии, включающей шесть различных ценностных классов.


Наступление вечера ознаменовалось шашлыками и небольшим банкетом на свежем воздухе, а после сплотившийся за время Школы коллектив во главе с профессором Шмидтом устроил посиделки на берегу Финского залива!


подготовила Ольга Басманова