Современное российское общество и социология
В НИУ ВШЭ прошла VI Конференция памяти Ю. Левады, на которой свои доклады представили стажеры-исследователи ЛССИ - Наталья Соболева и Дина Мигунова.
20 апреля 2012 года в НИУ ВШЭ прошла VI Конференция, посвященная памяти Ю. Левады «Современное российское общество и социология». В работе конференции принимали участие различные представители академического и экспертного сообщества – студенты, аспиранты, преподаватели не только НИУ ВШЭ, но и других университетов, а также аналитики и эксперты компании "ГФК - Русь". Также среди участников конференции были стажеры-исследователи ЛССИ - Наталья Соболева и Дина Мигунова.
Наталья Соболева: Тема моего доклада звучала как «Этические установки на ведение бизнеса представителей бизнес-сообщества (на примере слушателей программ МВА)». В докладе были представлены данные исследования 222 слушателей программ МВА в трех бизнес-школах города Москвы.
В исследовании слушатели программ бизнес-образования рассматриваются с точки зрения их готовности к модернизации. В этой связи выделено три типа установок на ведение бизнеса: допустимые способы достижения успеха, этические установки и общие ценностные установки. Доклад в основном посвящен второму типу установок.
К основным принципам бизнес-этики представители бизнес-сообщества прежде всего относят строгое соблюдение деловых обязательств (85%) и ответственность перед потребителями (78%). Около половины респондентов связывают с бизнес-этикой строгое соблюдение закона. Это реже владельцы бизнеса и менеджеры высшего звена и чаще лица, занимающие не руководящие должности. По сравнению с лицами, не связывающими закон с бизнес-этикой, они чаще имеют гуманитарное образование, работают в крупных и иностранных компаниях.
Также в докладе было выявлено проективное поведение относительно соблюдения различных аспектов деловой этики представителями бизнес-сообщества. 37% точно не согласились бы работать в компании, где нарушается законодательство и 20% точно не согласились бы работать в компании, где не соблюдаются этические принципы ведения бизнеса. С другой стороны, доля тех, кто точно бы согласился, также очень мала. Получается, что большинство представителей бизнес-сообщества учитывают этические установки в своей деятельности, но очень небольшая доля считает обязательным их беспрекословное выполнение при любых условиях.
Также в докладе были рассмотрены характеристики компании, учитываемые при ее выборе, с точки зрения бизнес-этики.
Установки на этическое ведение бизнеса одновременно рассматриваются как способы достижения успеха. Респондентам предлагалось определить важность, с их точки зрения, в современной России различных факторов достижения успеха. В числе этих факторов были соблюдение бизнес-этики, социально-ответственное ведение бизнеса и гибкость в обращении с законом. Представители бизнес-сообщества придают относительно большое значение гибкости в обращении с законом (более 70% считают это важным фактором успеха). Получается, что большинство опрошенных считают, что для достижения делового успеха необходимо нарушать формальные правила. В то же время около 40% считают, что для достижения успеха не является необходимым социально-ответственное ведение бизнеса, а около 30% не считают важным соблюдение бизнес-этики. Такие оценки говорят о том, что на данный момент в России не достаточно развита деловая культура. В настоящее время наблюдается частичная готовность к модернизации представителей российского бизнес-сообщества.
После доклада обсуждалась методология исследования, имела место дискуссия о полезности программ бизнес-образования для ведения бизнеса и о роли формального образования в целом.
Ознакомиться с докладом подробнее...
Дина Мигунова: Мой доклад «Институционализация бизнес – образования. Постановка проблемы» был посвящен проблеме становления бизнес – образования в России как социального института.
С окончанием периода первоначального накопления капитала в России на первый план выдвигается задача эффективного управления обретенными активами. Растет спрос на высококвалифицированных менеджеров высшего и среднего звена, что сказывается на развитии института бизнес – образования.
В связи с этим, в характере отношений между институтом бизнес - образования и российским деловым сообществом складывается ряд проблем, а именно: между недостатком квалифицированных управленцев, с одной стороны, и их готовностью (и способностью) повышать уровень бизнес - образования, с другой; между спросом потенциальных слушателей на определенные компетенции и способностью российских бизнес - школ удовлетворить его.
Для того, чтобы понять условия и потенциал усиления роли института бизнес - образования в России, необходимо осмыслить его место в более широкой социально-экономической системе, с учетом качества всех трех ее основных элементов. А именно: институциональной среды (острота конкуренции, уровень развития социальных институтов, степень цивилизованности бизнеса, стабильность правил игры власти с бизнесом и пр.); социально-групповой структуры (широта средних слоев, уровень их благосостояния и мобильности и пр.); качества человеческого потенциала предпринимателей и менеджеров (уровень и тип базового образования, накопленный опыт, особенности правосознания, деловой культуры). Кроме того, необходимо осмыслить функции (явные и латентные), которые выполняет современное бизнес – образование по отношению к разным группам менеджеров. Иными словами, актуализируется задача целостного рассмотрения бизнес – образования в России как социального института - с учетом его многообразных внешних и внутренних связей, места в более широкой институциональной среде, функций, выполняемых перед разными группами слушателей.