• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Comparative Perspectives on Social Values and Modernization, день первый

С 24 апреля по 27 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге прошли рабочие встречи, посвященные теме "Перспективы сравнительных исследований социальных ценностей и модернизации". День первый, 24 апреля.

Рональд Инглхарт

Выступление научного руководителя Лаборатории сравнительных социальных исследований Рональда Инглхарта, открывающее первую пленарную секцию конференции, было посвящено культурным переменам, демократии и тезисам демократического мира.

Профессор Инглхарт начал с указания на тот факт, что сегодняшнее прогрессивное экономическое развитие приводит к систематическому изменению ценностей: можно наблюдать общие тенденции к гендерному равенству, увеличению толерантности по отношению к геям, иностранцам, аут-группам, уменьшение ксенофобии и присутствие демократии в целом. Это утверждение эмпирически подкреплено данными Всемирного исследования ценностей, которое охватывает около 90% населения планеты.

Интенсивное развитие и культурные изменения протекают, главным образом, через индустриализацию и в постиндустриальных обществах. Первый процесс приводит к переходу от традиционных ценностей к светско-рациональным, в то время как последний способствуют переключению с ценностей выживания на ценности самовыражения. Как это ни удивительно, но многие важные человеческие ценности подходят под эти два измерения межкультурных колебаний. Значит, вероятно, страны можно расположить на двумерной межкультурной карте, по оси ординат которой шкала «Традиционные vs. Светско-рациональные ценности», а по оси абсцисс – «Выживание vs. Самовыражение», что и было сделано с помощью данных WVS. Профессор Инглхарт отметил, что эти две шкалы являются очень надежными, поскольку их можно применять, используя различные индикаторы, разные группы стран, разные волны.

Говоря об эмпирических результатах, стоит отметить, например, что в большинстве стран бывшего Советского Союза после крушения строящегося коммунизма произошел переход от традиционных ценностей к ценностям выживания.

Согласно тезисам демократического мира, демократии практически никогда не воюют друг с другом. Следовательно, распространение демократии способствуют установлению мирового согласия. Но действительно ли демократический мир является следствием демократии или же здесь роль играет модернизация? С одной стороны, раньше демократии довольно часто воевали друг с другом, значит, демократический мир устанавливается посредством модернизации, связанной с культурными изменениями. Однако с другой точки зрения, все демократические государства обладают высоким уровнем экономической и культурной модернизации, и именно это является причиной того, что они не противоборствуют.

Профессор Инглхарт в заключение отметил, что если экономический кризис перерастет в Великую депрессию 21 века, то в этом случае все указанные благоприятные тенденции пойдут в обратном направлении. И мы можем столкнуться с возрождающейся ксенофобией, национализмом, авторитарными правительствами, и это заметно увеличит риск развязывания войн.

Скачать лекцию

 


Леонид Косалс

Для начала Леонид Янович Косалс, старший научный сотрудник ЛССИ, пояснил, почему важно изучать феномен аномии. Этот процесс является результатом быстрых и радикальных трансформаций в ключевых элементах социальной системы: социальных институтах, социальной стратификации и пр., что влечет за собой и кардинальные изменения ценностных ориентаций общества.

Леонид Янович упомянул двух классиков социологии, занимавшихся исследованием феномена аномии: Э. Дюркгейма («Об общественном разделении труда», «Самоубийство») и Р. Мертона («Социальная структура и аномия»). Дюркгейм определял аномию как недостаток в социальных нормах, в то время как Мертон полагал, что это явление заключается в двойственности норм: имеет место сильная ориентация на материальное благополучие, но одновременно ощущается острая нехватка законных средств для достижения успеха. За основу в данном исследовании было решено взять первое определение, сформулированное Дюркгеймом. Автор доклада дополнил его: аномия представляет собой неуверенность в существующих социальных нормах, в действиях других людей и в установках.

Измерение социальной аномии происходит с помощью следующих индикаторов: количество неопределенных ответов («Не знаю», «Затрудняюсь ответить» и т.п.) и группа вопросов, описывающих какой-либо социальный элемент (например, институт) с различных точек зрения.

Автор исследования предположил, что в переходных странах уровень аномии выше, чем в других европейских государствах, а самый маленький уровень этого явления в скандинавских странах.

В качестве эмпирического материала использовались данные Европейского социального исследования (в качестве индикаторов аномии здесь выступает количество неопределенных ответов в трех областях: политика, социальная интеграция и ценности) и Левада-центра.

В ходе анализа данных было установлено, что высокий уровень аномии обусловлен: низким уровнем образования и доходов, пребыванием в молодом либо пожилом возрасте, низким уровнем доверия, честности и взаимопомощи и высокой религиозной активностью.

В заключение Леонид Янович подвел итоги проведенного анализа. В частности, не подтвердилась одна из выдвинутых гипотез: не существует никаких значимых различий в уровне аномии между переходными странами и другими европейскими государствами. Кроме того, уровень аномии в России не намного выше, чем в Европе. В то же время в Скандинавии (исключая Данию) наблюдается самый высокий уровень индивидуальной аномии по сравнению с другими группами стран. Подводя итог, автор указал на то, что, так или иначе, но определенный уровень аномии должен присутствовать в каждой стране для ее развития.

Скачать лекцию

 


Евгений Варшавеp

Тема доклада: "Влияние ценностей на этнические расколы"

Основная логика исследовательского проекта Евгения такова: мигранты, изначально являясь носителями ценностей и норм своей родной страны, способствуют их проникновению в социальную среду принимающей страны. Разные ценности обуславливают различные типы отношений между социальными группами. Автор предполагает, что различие в ценностях кроется в разных позициях по отношению к женщинам и этническим группам. Этнический раскол может произойти именно из-за разных ценностей с учетом влияния этнического разнообразия в целом и миграционной политики государства. На данном этапе исследования оставался ряд нерешенных методологических и технических вопросов (в частности, стоит ли формировать собственную базу данных, либо искать уже существующую), которые Евгений и задал аудитории.

Текст доклада


Анна Немировская

Тема доклада: "Социальная толерантность при неблагоприятных условиях жизни"

Исследование Анны направлено на обогащение понятия социальной толерантности путем его изучения через призму неблагоприятных условий жизни, таких как, например, бедность, состояние войны, политическая нестабильность и т.п. на межкультурном уровне. Многие исследователи, занимавшиеся этим вопросом, указывают на тесную связь между социальной терпимостью и социальным статусом, национальностью, уровнем доходов, удовлетворенностью жизнью. Автор проекта также планирует использовать данные показатели, однако помимо этого предполагается применять для анализа ряд глобальных индексов (качества жизни, восприятия коррупции, экономической свободы и пр.), что позволит определить и, возможно, объяснить уровень социальной толерантности в разных странах.

  Текст доклада


Егор Лазарев

Тема доклада: "Влияние неравенства на поддержку демократии"

Егор начал презентацию своего проекта с озвучивания известного французского лозунга, самым наглядным образом иллюстрирующего суть его исследования: “Liberté, Égalité, Fraternité!” Иными словами, автор поставил перед собой задачу изучить влияние неравенства доходов (Égalité) на поддержку демократии (Liberté) и как это неравенство выражается в поддержке перераспределения. Основная гипотеза автора – чем выше неравенство доходов, тем сильнее поддержка демократии, которая представляет собой агрегированный индекс из нескольких переменных WVS. Однако после проведения эмпирического анализа, оказалось, что неравенство доходов, наоборот, понижает уверенность общества в преимуществах демократии.

Текст доклада


Анна Алмакаева

Тема доклада: "Аут-групповое доверие и его детерминанты: пример ин-группового доверия"

Основная цель данного проекта – изучить взаимосвязь между ин-групповым (внутрегрупповым) и аут-групповым (внешнегрупповым) доверием. Анна использовала индексы двух данных типов доверия, первый из которых заключает в себе доверие к членам семьи, соседям и лично знакомым людям; второй же складывается из доверия к людям другой национальности, другой религии и встречаемым впервые. С помощью различных методов анализа (главным образом, регрессионного) автор пришла к выводу, что высокий уровень доверия в семье никак не сказывается на уровне доверия к незнакомым людям (изначально предполагалось, что первый тип понижает уровень второго).

Текст доклада


Вера Титкова

Тема доклада: "Ценности и войны: уровень модернизации и причинность конфликтов" (Новый проект!)

С помощью своего исследования Вера хотела бы ответить на два вопроса: какие из свойств акторов (противоборствующих сторон, посредников) определяют их включенность в конфликт и влияют ли на нее различия в ценностях и нормах, обусловленные принадлежностью к разным странам и культурам. Автор предположила, что страны или посредники с большей вероятностью будут вовлечены в конфликт в том случае, если их основные ценностные установки значимо различаются или если они обладают несхожими характеристиками (такими как, например, политическая и экономическая структура). Данные гипотезы предполагается проверить с помощью таких методов как Quadratic Assignment Procedure (аналог регрессионного анализа) и Exponential Random Graph model.

Текст доклада


Давид Онг, Надежда Шилова

Тема доклада: "Ксенофобия в лаборатории" (Новый проект!)

Ксенофобия может быть определена как нетерпимость по отношению к иностранцам. Возможными источниками подобного воинственного отношения могут быть, например: миграция, социально-экономические изменения, национализм, глобализация и пр. Путем проведения экономического эксперимента (участникам раздается определенное количество жетонов, которые они вкладывают (либо не вкладывают) в общую кассу, которая затем распределяется поровну между всеми игроками) с наказанием за «фрирайдерство» (уклонение от вложения жетонов) авторы исследования хотят ответить на основной вопрос: способствует ли национализм повышению размера вкладов и увеличению наказания за их отсутствие.

Текст доклада