• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга Кристиана Вельцеля «Рождение свободы»: обзор

16 марта в рамках VII Грушинской конференции главный научный сотрудник ЛССИ Кристиан Вельцель представит русский перевод своей книги «Рождение свободы» ("Freedom Rising").

Презентация книги и мастер-класс пройдут 16 марта с 17:30 до 19:30 в РАНХиГС при Президенте РФ. Обращаем ваше внимание, что крайний срок регистрации на конференцию завершается 6 мартаЗарегистрироваться можно по ссылке. Подробную программу конференции можно найти здесь.



Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию аналитический обзор книги, подготовленный стажером-исследователем ЛССИ Кириллом Чмель.

Работа Кристиана Вельцеля посвящена возникновению и расширению свободы в процессе человеческого развития. Хотя зачастую понятие свободы трактуется довольно широко и размыто, всё чаще актуализируется идея свободы как некоторой практики освобождения. Именно такой она предстаёт в книге «Рождение свободы».

Кристиан Вельцель – главный научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, вице-президент Мирового исследования ценностей, заведующий кафедрой исследований политической культуры в Университете Лейфана (Люнебург, Германия). Его книга «Рождение свободы» («Freedom Rising»), впервые опубликованная в 2013, была удостоена двух престижных премий (премии Александра Джордша за лучшую книгу и премии Штейна Роккана в области сравнительных исследований в социальных науках) в области социальных исследований.

Книга состоит из двенадцати глав, сгруппированных в четыре части, в каждой из которых К. Вельцель последовательно раскрывает ключевые понятия его теории. Первые три раздела посвящены понятию эмансипативных ценностей и их ключевых особенностей. Во втором разделе эмансипативные ценности рассматриваются в контексте гражданской активности в обществах, выстраивающих новый социальный капитал. Третий раздел акцентирует внимание на стремлении к демократии, усиливающейся с появлением эмансипативных ценностей, а четвертый описывает роль ценностей в истории человечества и их значение для экологического состояния планеты.

Оценивая развитие цивилизаций на Земле, К. Вельцель фиксирует их раннее состояние как наращивание практик эксплуатации и доминирования. Человеческая жизнь, короткая и полная опасностей, отягощалась принуждением и господством правителей. Однако безмолвное угнетение сменяется открытым выражением человеческого желания и его стремления к жизни, свободной от внешнего доминирования. По мере расширения такой формы самовыражения, зарождения необходимых для этого ценностей и накопления необходимых для этого ресурсов, люди обретают власть, институционализированной формой которой в конечном итоге является демократия.

Процесс обретения человеком свободы К. Вельцель определяет как его эмансипацию. Освобождение, которое проявляется в ослаблении механизмов социального контроля и снижения конформных моделей поведения, описывается также сопряженным ему понятием индивидуализации. Другими словами, человеческая эмансипация предполагает передачу контроля за поведением людей в их собственные руки.

Психологическим ядром эмансипации являются эмансипативные ценности, однозначно связанные с обретением свободы. С целью подчеркнуть значимость данного понятия, К. Вельцель проводит аналогию с идеей спасения, фундаментальной для всех ключевых религий. Однако в отличие от идеи спасения, эмансипативные ценности связаны с желанием свободы в этой жизни, иными словами в светском измерении действительности.

Свобода в данном ключе носит не эгоистический характер, поэтому эмансипативные ценности в значительной мере взаимосвязаны с понятием толерантности. Подразумевая большую толерантность к девиантному поведению и значимости частного, неприкосновенного личного пространства. Одновременно с этим эмансипативные ценности означают меньшую толерантность поведению, которое нарушает права других людей. Иными словами, в обществах не остаётся места для дискриминации по какому-либо признаку (расовая принадлежность, гендерное неравенство и т.д.), что свидетельствует о зарождении либерального типа толерантности, не допускающего проявления антилиберальных практик.

Помимо эмансипативных ценностей, элементами человеческой эмансипациии являются гражданские права и необходимые для действия ресурсы. Последние усиливают способность людей руководствоваться всей доступной им свободой. Гражданские права же являются институциональным аспектом эмансипации и расширяют тем самым гарантии свобод.

Все три элемента человеческой эманесипациии объединены единым принципом – лестницей полезности свобод, которая, в свою очередь, тесно связана с тезисом последовательности. Для теории Вельцеля принципиально, что все три элемента эмансипации появляются в определенном порядке. Эмансипативные ценности возникают как естественная психологическая реакция на расширяющуюся экзистенциальную безопасность, обеспечивающую расширение объемов ресурсов для действий, и только вслед за тем гарантируются гражданские права.

Идея солидарности также необходима для понимания процесса человеческой эмансипации. Как только люди с общими ценностями, кооперируются для совместных действий, их объединение характеризуется такой силой солидарности, которой правители уже не могут противостоять. Именно поэтому они вынуждены идти на определенные уступки.

Возвращаясь к лестнице полезности свобод, важно отметить, что это лестница социальных общих полезностей, а не уникальных индивидуальных, что также интерпретируется в категориях солидарности. Она проявляется в том, что лишь совместные полезности питают коллективные действия, которые и осуществляются во имя общих ценностей, не сводимых к частной эгоистической мотивации.

Взаимодействие коллективного солидарного и индивидуального Кристиан Вельцель успешно объясняет, используя данные пяти волн Мирового исследования ценностей (World Values Survey) и применяя к ним современные методы статистического моделирования. Результаты анализа позволяют утверждать, что эмансипативные ценности являются совместным благом, без взаимного признания которого немыслимы его позитивные свойства. Просоциальный характер этих ценностей позволяет говорить о неэгоистических ориентациях – обобщенном доверии и гуманистических установках, что особенно актуально для современного общества. Межгрупповые границы становятся проницаемыми, и для дискриминации разного рода меньшинств в таких обществах не остаётся места.

Так или иначе, но общим знаменателем для описанных выше социальных процессов является тенденция к увеличению власти людей. Именно она даёт людям возможность пользоваться свободами, то есть самостоятельно принимать наиболее важные для них решения и активно участвовать в общественной жизни. Таким образом, человеческая эмансипация включает в себя вариативные социальные процессы, описывающие практики освобождения, и события, усиливающие власть и влияние обычных людей.

И здесь важно ещё раз обратиться к трём компонентам человеческой эмансипации, и рассмотреть их с точки зрения власти народа. Доинституциональными компонентами власти народа являются ресурсы для действий и эмансипативные ценности, которые являются предшественниками значимого институционального компонента – гражданских прав, гарантированных демократией. Институционализация власти народа, таким образом, сопряжена с глобальным трендом демократизации. Однако это не такая тривиальная задача, так как она требует присутствия демократических качеств, которые не создаются в самих социальных институтах. Они лишь зависят от них.

С понятием демократии связано множество парадоксов, ключевой из которых – парадокс сосуществования: массовые демократические явления могут одновременно сосуществовать с серьезными дефектами демократии или даже с её полным отсутствием, и разрешение этого парадокса напрямую связано с эмансипативными ценностями. С их ростом люди всё более четко определяют демократию её либеральные характеристики, сопряженные с гарантией всеобщих свобод. Более того, рост эмансипативных ценностей открывает глаза на слабые стороны режима, что позволяет народу относиться к демократии более критично.

В заключительных главах Кристиан Вельцель утверждает, что эмансипация человека сыграла ключевую роль в развитии цивилизации: механизмы эксплуатации сменили механизмы эмансипации. Географический фактор здесь также имеет значение, поэтому первые цивилизации, достигшие зрелой урбанизации, возникли в зоне «водной автономности в прохладном климате». Именно водная автономность позволяет преодолеть путь деспотизма и перейти к укреплению свобод. Однако в эру глобализации процесс человеческой эмансипации распространен гораздо шире и независим от данных ограничений. Отсюда вытекает последний ключевой тезис, а именно тезис о заражении: при прочих равных условиях люди стремятся расширить, а не сузить рамки своей свободы.

Таким образом, Кристиан Вельцель, предложил актуальную для современного сложного и многогранного мира теорию развития человеческой эмансипации как акта обретения свободы, подкрепляя её значимыми эмпирическими доказательствами. В заключении, стоит отметить, что книга является важной не только с точки зрения научных дискуссий о трансформации ценностей, но и даёт ответы на множество проблемных вопросов, возникающих в процессе становления гражданского общества и молодых демократий различных стран.

Обзор подготовил
Стажер-исследователь ЛССИ
Кирилл Чмель