• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по методологии социологических исследований GESIS

Маргарита Фабрикант, ассоциированный сотрудник ЛССИ, поделилась своими впечатлениями о поездке на летнюю школу GESIS

Летняя школа по методологии социологических исследований GESIS

Методологическая летняя школа проводится в GESIS всего в третий раз, но уже успела завоевать себе высокую репутацию: в этом сезоне на некоторые курсы желающих записаться было на порядок больше, чем запланировано. Однако благодаря тому¸ что ЛССИ заранее сообщила мне о решении выделить грант, я успела выбрать из 18 пятидневных курсов те, которые показались мне наиболее значимыми для моих текущих исследовательских проектов.

Два курса оказались очень разными. Первый – по множественной импутации – преподавали методологи, поэтому теоретического обоснования, выведения различных способов работы с данными и симуляционных моделей на искусственно сгенерированных данных оказалось значительно больше, чем ожидало большинство слушателей курса, включая меня. После  погружения в формулы байесовой статистики освоение нового пакета R на собственных базах данных казалось необычно простой задачей. Учитывая, что множественная импутация – продвинутый метод решения проблемы недостающих данных, даже удивительно, как много можно узнать о чем-то, чего даже не существует!

Второй курс – о подготовке и проведении лонгитюдных опросов, - напротив, оказался исключительно практико-ориентированным. В нем нашлось место общим принципам разработки и проведения опросов и многочисленным практическим приемам, которые кажутся очевидными, но только после того, как возникла проблема, принято решение и стали ясны его последствия. Помимо чтения – около 200 страниц на каждый день курса! – мне было важно узнать о том, какие исследования проводятся или только будут проводиться в европейских странах. Теперь я знаю, к кому их слушателей курса обращаться, если мне понадобятся специфические данные по какой-то стране или дополнительная информация о процедуре их сбора.

В свободное время организаторы школы провели несколько открытых лекции по спорным вопросам современной методологии, а в выходные между курсами даже пригласили слушателей на экскурсию в археологический музей на месте бывшей древнеримской колонии. И, конечно, несмотря на плотную программу школы, я нашла время увидеть сам Кельн с его знаменитым собором, спокойным и неторопливым Рейном и великолепными книжными магазинами, в одном из которых я смогла приобрести мой любимый текст Вебера «Призвание к науке» на языке оригинала. Оправдывать некоторые положения этой книги пришлось уже сейчас: недавно освоенные материалы обоих курсов оказались срочно востребованными почти сразу после окончания школы. Впечатления от нее еще так же свежи, как и полученные знания, и я благодарная ЛССИ за грант, который дал мне эту возможность. 

подготовила Маргарита Фабрикант