• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Историческое наследие империи в современной России

Выступление Рональда Сюни на совместном семинаре ЛССИ,  исторического факультета НИУ-ВШЭ и Центра исторических исследований НИУ ВШЭ

13 марта 2014 года Рональд Сюни (заслуженный профессор политической и социальной истории Мичиганского университета) выступил с лекцией на тему «Историческое наследие империи в современной России» на совместном семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований,  исторического факультета НИУ-ВШЭ и Центра исторических исследований НИУ ВШЭ, организованном в рамках проекта «Сеть исследователей империи и национализма».

В ходе лекции профессор Сюни представил свою новую книгу, написанную в соавторстве с коллегой из Мичиганского университета Валери Кивельсон. Его работа имеет солидный исторический охват: в ней рассматривается вся история России от Рюрика до наших дней. Сюни изучает историю нашей страны с весьма необычной точки зрения – через призму теории империй. Под империей он понимает тип политического режима, характеризующийся жесткой социальной иерархией и опорой на насилие во внутренней политике, а также активной экспансией на международной арене. Еще одной важной чертой имперских режимов по Сюни является система сложных взаимоотношений «центр-периферия», позволяющих зафиксировать территориальную целостность империи. 

Он отмечает, что в соседних странах Россия всегда рассматривалась как источник угроз. При этом Сюни утверждает, что Россия никогда не была по-настоящему могущественной державой; её доминирование в различные исторические периоды было во многом обусловлено слабостью соседей. Тем не менее Россия существует дольше всех других империй. Секрет подобного долголетия имперских институтов – обычно неустойчивых и склонных к распаду, – как полагает Сюни, заключается в том, что власти (за редкими исключениями) удается постоянно поддерживать свою легитимность в глазах населения. Профессор отметил, что, как показывает история, в общем случае насилие и легитимность – вещи малосовместимые. Поэтому значительный интерес представляет вопрос о том, каким образом российской имперской элите удаётся проводить достаточно репрессивную политику и оставаться при этом легитимной?.

Профессор предполагает, что причинами этого являются следующие особенности российской имперской политики. Во-первых, имперские элиты всегда вовлекали в свои круги элиты покоренных народов, предоставляя им определенные статусные и экономические преференции. Это позволяло худо-бедно удерживать новые территории под контролем и даже интегрировать их в общее культурное пространство империи. Кроме того, имперская идеология позволяет создать ощущение служения делу высшей справедливости, что позволяет консолидировать массы непосредственно в метрополии. Таким образом, имперская легитимность во многом представляет собой форму «добровольного авторитаризма»

Важным моментом в истории Российской империи стал XIX век. В течение этого столетия в Европе получила широкое распространение идеология национализма. В России, однако, имперский проект сумел одержать верх над национальным. Основным инструментом, позволившим добиться сохранения империи в борьбе с национальным государством, стало конструирование «имперской нации» на базе знаменитой триады Уварова. Согласно Сюни, «имперская нация» – это синтез идей национализма и имперской идеологии, чаще всего построенный на культе главы империи, «императора» (здесь термин «император» должен пониматься максимально широко: императором был не только Александр III, но в некотором смысле Сталин). Он полагает, что концепт «имперской нации» оказался настолько успешным, что стал впоследствии импортным продуктом, который в XX веке был использован в гитлеровской Германии, а также в других тоталитарных режимах. Более того, Сюни завершил свою лекцию констатацией того, что данный концепт остается актуальным и по сей день.

подготовил Геннадий Яковлев