• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся обществах: роль полицейской культуры

Выступление Анастасии Дубовой на регулярном семинаре ЛССИ

21 ноября 2013 года Анастасия Дубова (научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ) выступила с докладом на тему «Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся обществах: роль полицейской культуры» на регулярном семинаре ЛССИ.
В России, равно как и в других посткоммунистических странах, многие представители правоохранительных органов вовлечены в различные виды неформальной экономической активности, начиная с достаточно невинных (подработка в охране в свободное время) и заканчивая откровенно криминальными, наподобие рэкета или сотрудничества с организованными преступными группировками.
Как правило, исследователи данной проблематики объясняют расцвет неформальной экономической деятельности среди полицейских в трансформирующихся обществах со ссылкой на воздействие структурных экономических и социальных изменений, вызванных распадом социалистической системы. Ослабление формального контроля за деятельностью полиции в связи с деградацией государственных институтов; резкое снижение финансирования и последовавший за ним отток квалифицированных кадров; резкий рост уровня преступности и вызванное им повышение спроса на неофициальные охранные услуги; аномия и распад системы социальных норм – неотъемлемые атрибуты любой масштабной общественной трансформации, – все это называется в числе причин все большего вовлечения сотрудников правоохранительных органов в полу- и нелегальные экономические схемы.
В объяснительных моделях такого типа, однако, не остается места для самих полицейских как акторов, имеющих индивидуальные особенности, а также возможного воздействия традиций и норм, свойственных для полицейской среды (как отдельной страты общества). Для учёта персональных мотивов отдельных полицейских и общепринятых нормативных ориентиров, Анастасия и ее соавторы ввели в анализ понятие «полицейской культуры», которое включает в себя совокупность представлений сотрудников полиции относительно пределов допустимого нарушения закона и неформального кодекса чести данной профессии, а также общих ценностных и идеологических установок.
Основываясь на результатах массового опроса полицейских, проведенного в 2011 году в трех посткоммунистических странах (России, Болгарии и Казахстане), а также серии глубинных интервью с бывшими и нынешними сотрудниками силовых структур, авторы проследили, наличествует ли в действительности связь между полицейской культурой и вовлеченностью отдельных полицейских в различные неформальные экономические практики. Предложенная в работе классификация типов полицейской культуры основывается на двух основных параметрах: групповых нормах (отношение к коррупции, одобряемые и порицаемые виды теневых заработков, критерии осуждения и поощрения, принятые в местном полицейском сообществе) и индивидуальных ценностях (представления об основных социальных функциях полиции, причины выбора профессии, собственное отношение к незаконным видам экономической активности со стороны коллег).
Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом. Во-первых, различия во взглядах и представлениях внутри профессионального сообщества, описываемые с помощью понятия «полицейской культуры», действительно связаны со степенью вовлеченности в неформальную экономическую деятельность. Во-вторых, реформы, направленные на ограничение неформальной экономической активности среди представителей российских правоохранительных органов, пока не дают желаемого эффекта. Наконец, исследование показало, что в полицейской среде очень размыты границы между публичным и частным и формальным и неформальным – активное участие в «серых» схемах вполне может уживаться с высочайшим профессионализмом и верностью долгу.