• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сексуальные нормы и семейные ценности в восьми постсоветских странах (по материалам новой волны проекта "Всемирное исследование ценностей" )

Выступление Вероники Костенко на регулярном семинаре ЛССИ

7 ноября 2013 года Вероника Костенко (младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ) представила предварительные результаты коллективного проекта «Сексуальные нормы и семейные ценности в восьми постсоветских странах (по материалам новой волны проекта "Всемирное исследование ценностей")» на регулярном семинаре ЛССИ. Соавторами данного исследования являются Эдуард Понарин (заведующий ЛССИ) и Софья Лопатина (стажер-исследователь ЛССИ).

Исследование нацелено на изучение семейных норм и сексуального поведения в восьми постсоветских государствах. После распада СССР эти страны столкнулись с серьезными социальными, экономическими и политическими проблемами, испытали масштабный экономический спад, пережили крушение нормативной системы, рост безработицы и преступности. Повлияли ли масштабные общественные катаклизмы  в этих обществах на семейную сферу?

В теоретическом отношении работа основывается на трёх крупных социологических концепциях. Во-первых, это теория модернизации Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля (которая, однако, не описывает и не объясняет особенности изменения ценностей в странах, переживших радикальные социальные трансформации). Во-вторых, это идеи, изложенные в знаменитом труде Питирима Сорокина «Теория революции», в частности, тезис о том, что в ситуации революции старые ценностные и нормативные системы крайне быстро сбрасываются со счетов. Наконец, авторы используют концепцию аномии, сформулированную в книге Эмиля Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд».

На данном этапе исследования авторы сфокусировались на изучении восьми постсоветских республик, в число которых вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Украина и Узбекистан. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1) безопасные условия жизни человека способствуют формированию более либеральных установок в сфере семейных норм и сексуального поведения; 2) люди, в сильной степени приверженные какой-либо религии, являются более консервативными в данном отношении; 3) чем выше индивидуальный уровень аномии, тем либеральнее должен быть респондент; 4) страны с преобладающим мусульманским населением являются более консервативными по сравнению с немусульманскими обществами. Кроме того, авторы предположили, что 5) чем менее допустимо для человека использование насилия в различных повседневных ситуациях, теи более либеральными должны быть его взгляды на семейное и сексуальное поведение.

Для операционализации концептов, используемых в анализе, были построены четыре индекса: индекс семейного и сексуального поведения (зависимая переменная), индекс религиозного фундаментализма, а также индексы аномии и приемлемости насилия. Каждый индекс был валидизирован с помощью подтверждающего факторного анализа. В качестве контрольных в анализе использовались такие переменные как пол, образование и возраст.

Для каждой страны были построены линейные регрессионные модели. Были получены следующие результаты: женщины и молодые люди демонстрируют более либеральные взгляды по сравнению с мужчинами и представителями старших возрастных когорт. Образование оказалось не связано с установками в сфере семейного и сексуального поведения (исключение в этом отношении представляют Армения и Узбекистан). Индексы аномии и оправдания насилия позитивно коррелируют с сексуальной либерализацией во всех странах (кроме Украины и России). Наибольшую объяснительную силу показывают регрессионные модели для Узбекистана и Киргизии.

Неожиданные результаты были получены на основе данных по среднеазиатским республикам. Так, вопреки теоретическим ожиданиям, в этих странах люди, чьи условия жизни можно оценить как относительно безопасные, оказались более консервативными. Кроме того, было установлено, что в Белоруссии, Азербайджане и Узбекистане направление связи между уровнем безопасности и сексуальной либерализацией определяется тем, насколько ре
лигиозен респондент.

подготовила Софья Лопатина