• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ. День 5

Софья Лопатина освещает содержание пятничных лекций и докладов

Первая неделя летней школы ЛССИ по многоуровневому моделированию структурными уравнениями подошла к концу. Софья Лопатина (стажёр-исследователь ЛССИ) рассказывает в своей заметке о наиболее интересных событиях пятницы.

Пятничная лекция профессора Херманна Дюльмера завершала теоретический блок основного курса школы – следующая неделя будет посвящена самостоятельной работе участников над собственными проектами, предполагающими использование структурных уравнений. В ходе первой части лекции профессор Дюльмер сфокусировался на интерпретации  коэффициентов и других аспектах, позволяющих оценить объяснительную силу модели. Также участники познакомились с различными статистиками, использующимися для определения относительного «качества» модели (т.н. фит-индексами). Второе занятие было посвящено проверке измерительной инвариантности моделей с помощью многоуровневого анализа.

После обеда Кристофер Сводер (ЛССИ, Москва) представил предварительные результаты своего проекта, посвященного изучению городского одиночества в России. Его интересует вопрос: действительно ли феномен одиночества распространен лишь в крупных городах? В качестве основных предикторов одиночества в рамках данного исследования рассматриваются так называемые «городские» ценности и социальная изоляция. Как показывают результаты эмпирического анализа, «городские» ценности действительно способствуют распространению чувства одиночества в мегаполисах, тогда как в сельской местности важнейшей детерминантой одиночества является социальная изоляция. Помимо этого, Крис изначально предполагал, что приверженность индивидуалистическим ценностям также должна быть связана с одиночеством, однако эта гипотеза не подтвердилась: парадоксальным образом социальная интеграция может иногда даже усугублять ощущение одиночества (например, люди, у которых есть дети, зачастую чувствуют себя более одинокими). В целом, связь между ценностями индивидуализма/коллективизма и одиночеством проявляется по-разному в зависимости от социального контекста.

Затем Екатерина Лыткина (ЛССИ, Москва) рассказала о результатах своего исследования «Аномия: между отсутствием норм и когнитивной дезориентацией». Вероника Костенко, выступавшая в роли дискуссанта, оценила работу Екатерины в первую очередь как прекрасный пример методологических изысканий, способствующих развитию теоретического знания. Секция завершилась презентацией Олексия Шестаковского (Национальная академия наук Украины), представившего новый проект. В своем исследовании Олексий пытается понять причины возникновения предубеждений против иммигрантов в европейских странах.

После короткого перерыва Малина Войку (EUROLAB, GESIS) выступила с гостевой лекцией на тему «Гражданское участие и гендерные установки: анализ данных по 41 стране». Гражданское участие в этом исследовании операционализируется следующим образом: предполагается, что данный феномен эмпирически может проявляться как в вовлечённости в деятельность различных гражданских ассоциаций, так и в участии в протестных акциях. Согласно основной гипотезе, практики гражданского участия способствуют развитию позитивного отношения к равенству полов. Как показывает эмпирический анализ, гражданское участие действительно влияет на гендерные установки, однако характер и масштаб этого воздействия определяется как конкретными формами участия, в которые вовлечён респондент, так и его полом.

Вечером началось последнее занятие по факультативному курсу Александра Кустова (Принстонский университет), посвященное созданию презентаций в LaTeX – теме, весьма актуальной для современных учёных, чья профессия во многом состоит из выступлений с докладами, обязательным элементом которых является информативное и запоминающееся визуальное сопровождение.

Подготовила Софья Лопатина