• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субъективное благополучие нестандартно занятых

Выступление Татьяны Карабчук, Натальи Соболевой и Марины Никитиной на регулярном семинаре ЛССИ

На регулярном семинаре ЛССИ, прошедшем 30 мая, состоялся второй доклад по проекту «Субъективное благополучие нестандартно занятых» (о первом можно прочитать здесь), осуществляемому заместителем заведующего ЛССИ Татьяной Карабчук, младшим научным сотрудником лаборатории Натальей Соболевой и стажёром-исследователем ЛССИ Мариной Никитиной. В ходе выступления были представлены результаты анализа воздействия различий в институциональном бэкграунде европейских стран на уровень субъективного благополучия среди нестандартно занятых.

Индекс субъективного благополучия был построен на основе двух переменных из базы данных "Европейского социального исследования" (2010), отражающих уровень индивидуального счастья и степень удовлетворенности жизнью. Авторы включили в анализ четыре бинарные переменные, соответствующие различным типам нестандартной занятости: временной, неформальной, частичной занятости и самозанятости. Индекс, характеризующий законодательство о защите занятости (EPL), и уровень длительной безработицы выступают в качестве индикаторов жесткости трудового законодательства в разных странах. В модели также был использован ряд контрольных переменных: индекс человеческого развития, пол, доходные группы, возраст, образование, семейный статус и наличие детей в семье.

Исследователи предположили, что чрезмерная регуляция трудового рынка приводит к росту нетипичной занятости. Это, в свою очередь, должно негативно сказываться на уровне субъективного благополучия как на индивидуальном, так и на страновом уровне, в особенности в случае распространения неформальной и временной занятости. Применив метод OLS-регрессий и многоуровневое моделирование, авторы пришли к выводам, что временная занятость оказывает негативное влияние, а самозанятость – положительное влияние на уровень социального благополучия. Результаты по частично занятым наиболее достоверны для женщин, где наблюдается положительная связь с зависимой переменной. Возраст в целом негативно влияет на степень социального благополучия; при этом люди среднего возраста менее счастливы, чем представители старших поколений. Кроме того, как показал анализ, степень жесткости трудового законодательства действительно оказывает воздействие на субъективное благополучие. Высокие значения индекса EPL и высокий уровень длительной безработицы приводят к снижению уровня субъективного благополучия в стране. в странах с жестким трудовым законодательством самозанятость влияет на удовлетворенность жизнью слабее. Авторы также продемонстрировали, что удовлетворенность работой оказывает сильное воздействие на субъективное благополучие. Наиболее сильной оказалась связь между удовлетворенностью работой и уровнем субъективного благополучия среди самозанятых.

В дискуссии, последовавшей за выступлением, было отмечено, что результаты OLS-регрессий и многоуровневых регрессионных моделей оказались похожими. Это повлекло за собой обсуждение вопроса о том, какой метод анализа является оптимальным. Было предложено использовать OLS-регрессии в связи с относительно небольшим количеством стран, включенных в анализ. С другой стороны, использование многоуровневых моделей дает более корректные результаты по пропущенным данным.

Кроме того, авторам предложили ввести характеристики работы в анализ. Профессор Инглхарт заметил, что стоит исключить из числа переменных удовлетворенность работой, поскольку это – один из главных компонентов субъективного благополучия и, соответственно, может подавлять другие предикторы в модели.

подготовила Екатерина Лыткина