• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исламизм и фундаментализмы: политический и ценностный конфликт в странах Ближнего Востока

Выступление Кирилла Жиркова на регулярном семинаре ЛССИ

23 мая 2013 года Кирилл Жирков (научный сотрудник ЛССИ) представил доклад на тему «Исламизм и фундаментализмы: политический и ценностный конфликт в странах Ближнего Востока» на регулярном семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований.

В своём исследовании Кирилл пытается разработать инструмент, который позволил бы выделить различные идеологические течения в странах Арабского Востока. Используя данные Арабского Барометра, он также пытается понять, существуют ли значимые различия в структуре ценностных убеждений представителей различных политических идеологий в арабских странах, и как на эти различия воздействуют индивидуальные социодемографические характеристики.

Кирилл опирается на теорию Фрэнсиса Фукуямы, согласно которой исламизм можно рассматривать как политическую идеологию, представляющую собой альтернативу либеральной демократии. Для того, чтобы определить принадлежность респондентов к тому или иному идеологическому направлению, Кирилл использует три вопроса из анкеты «Арабского барометра», отражающие то, как конкретный индивид понимает верховный источник суверенитета, в котором правительство черпает свою легитимность. Исламисты полагают, что предельным основанием любой политической власти является божественная воля, тогда как для либералов базовым источником суверенитета является народ.

Всего докладчику удалось выявить четыре идеологические категории, которые можно условно обозначить как «либералы» (16% респондентов), «центристы» (40%), «умеренные исламисты» (21%), «радикальные исламисты» (23%). Для того, чтобы установить, насколько респонденты, принадлежащие к соответствующим идеологическим группам, различаются по своим ценностным убеждениям, Кирилл рассмотрел индивидуальные установки по отношению к четырем актуальным в современном исламском мире вопросам: совместимости исламских норм и демократического образа правления, должному наказанию для вероотступников, гендерной сегрегации в университетах, ношению женщинами хиджаба.

Регрессионное моделирование показало, что приверженцы различных идеологий сильно отличаются по своим установкам по отношению к культурным вопросам (в частности, связанным с правами женщин). Однако в арабских обществах наблюдается консенсус относительно (позитивной) роли демократических институтов. Кроме того, представители выделенных идеологических течений достаточно равномерно распределены среди различных социальных и демографических групп.

После семинара в аудитории разгорелась жаркая дискуссия, в рамках которой слушатели вместе с докладчиком попыталась переосмыслить концептуальные основы представленного исследования и оперировали уже скорее политико-философскими, чем социологическими терминами .

подготовил Павел Кузьмичев