• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Новости

Креативный класс и субъективное благополучие: многоуровневый анализ

Выступление Ирины Вартановой на регулярном семинаре ЛССИ

16 мая 2013 года состоялся очередной регулярный семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований. Ирина Вартанова (стажёр-исследователь ЛССИ) выступила с докладом на тему «Креативный класс и субъективное благополучие: многоуровневый анализ».

В рамках своего исследовательского проекта Ирина рассматривает вопрос о том, влияет ли принадлежность к креативному классу на субъективное благополучие.

Креативный класс, согласно Ричарду Флориде (автору самой концепции креативного класса), характеризуется хорошо оплачиваемой и в целом более интересной и творческой профессиональной специализацией, а также определенным стилем жизни, отличающимся от образа жизни представителей других классов. Результаты сравнительного исследования, выполненного Шарлоттой Мелландер в соавторстве с Флоридой и Джейсоном Рентфроу (Mellander et al., 2012) показали, что субъективное благополучие креативного класса выше среднего уровня в странах с высоким доходом и ниже среднего уровня в бедных странах.

Логика Ирины заключается в следующем: принадлежность к креативному классу ассоциируется со свободой выбора и удовлетворенностью работой, что, в свою очередь, должно влиять на субъективное благополучие. Соответственно, можно предположить, что представители креативного класса в среднем будут более счастливы, нежели представители рабочего и обсуживающего классов.

Для проверки этой гипотезы Ирина использовала данные пятой волны «Всемирного исследования ценностей» по 52 странам. С помощью метода главных компонент она сконструировала индекс на основе трех вопросов о специфике деятельности респондентов (занимается ли респондент ручным или умственным трудом; воспринимает ли он свои задания как творческие или шаблонные; насколько он ощущает себя независимым), позволяющий  идентифицировать принадлежность к креативному классу. В качестве контрольных переменных были использованы образование и доход.  

Предварительные результаты многоуровневого регрессионного анализа оказались весьма любопытными: наиболее сильно принадлежность к креативному классу воздействует на субъективное благополучие в Эфиопии и Марокко; кроме того, высокие значения регрессионных коэффициентов наблюдаются в Мали, Словении, Египте и Германии. В середине оказались такие страны как Швейцария, Соединенные Штаты, Норвегия, тогда как в наименьшей степени связь между субъективным благополучием и принадлежностью к креативному классу проявляется в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии, Турции. По мнению самого докладчика, подобная картина скорее ставит новые вопросы, нежели даёт ответы на старые.

В ходе дискуссии, последовавшей за выступлением, для объяснения и проверки полученных результатов было предложено также проанализировать бедные и богатые страны по отдельности и добавить в качестве контрольной переменной долю креативного класса в населении страны.

подготовила Софья Лопатина