• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выше образование, лучше жизнь? В поисках социальных эффектов высшего образования и общественной миссии университетов в России

Выступление Ивана Павлюткина на регулярном семинаре ЛССИ

14 марта 2013 года состоялся очередной регулярный семинар Лаборатории сравнительных социологических исследований. С докладом на тему «Выше образование, лучше жизнь? В поисках социальных эффектов высшего образования и общественной миссии университетов в России» выступил Иван Павлюткин, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

Широкий доступ к высшему образованию стимулирует экономический рост, снижает уровень преступности, повышает социальный капитал и уровень безопасности в пределах данной сообщества. В сравнении со многими развитыми и развивающимися странами Россия представляет собой уникальный случай с двумя противоречивыми тенденциями, которые можно наблюдать в течение 1990-х и 2000-х годов: с одной стороны происходит увеличение числа студентов и людей с высшим образованием, но с другой стороны снижается уровень социального благосостояния. Целью исследовательского проекта является объективировать социальные эффекты институтов высшего образования и образовательных программ в России с использованием перспектив человеческого капитала, социального капитала и исследования ценностей.

В рамках рабочего семинара Иван представил результаты пилотного исследования, проведенного в 2011 году в одном из российских православных университетов. В выборку вошло 760 студентов и 850 выпускников. Ответы на вопросы, которые включали в себя вопросы о ценностях (семья, происхождение, работа и здоровье) и практиках (социальные службы, здравоохранение, происхождение) затем сопоставлялись с результатами всероссийских опросов. В результате анализа были обнаружены значимые различия в ценностях и практиках между студентами и выпускниками и остальным населением России. В ходе обсуждения, последовавшего за докладом, было предложено сделать проект панельным, чтобы проследить, как меняются убеждения за время обучения в университете и после его выпуска. Так же было предложено собирать электронные анкеты через сайты университетов.

подготовил Руслан Альмухаметов