• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейская конференция по исследованиям образования

Евгений Варшавер принял участие в этом мероприятии, проходившем в Кадисе

В середине сентября в Испании прошла Европейская конференция по исследованиям образования, которая была организована Европейской ассоциацией исследований в области образования. В числе участников конференции был Евгений Варшавер, научный сотрудник ЛССИ. Он написал небольшой рассказ о своей поездке на Пиренеи для сайта Лаборатории.

Конференция EERA представляла собой очень масштабное мероприятие, собравшее более тысячи участников, в основном из стран Европы, Восточной Азии и США. Она проходила в Кадисе – одном из старейших городов Европы, который славится огромным  католическим собором в готическом стиле. В свое время Кадис был крупнейшим испанским портом, откуда начинались путешествия  в Новый Свет. Именно поэтому многие улицы города названы в честь Колумба, Кортеса и других знаменитых путешественников. Я остановился в отеле на другом берегу Кадисского залива в городе Рота. Поэтому каждый день я добирался до Кадиса морем и ощущал себя странником, возвращающимся из Америки.

Путешествие из Роты в Кадис занимало около получаса и предоставляло мне прекрасную возможность бегло просмотреть программу конференции на предстоящий день, отметить какие-то важные для себя вещи. В первый день конференции я участвовал в секции «Молодые исследователи» с докладом по проекту о воздействии самоконтроля на образовательные достижения, который я веду в ЛССИ. К сожалению, секция была очень небольшой по составу; председателем оказалась весьма странная особа, которая плохо разбиралась в статистике и не вполне понимала содержание моего выступления. Поэтому она решила сосредоточить свои комментарии на качестве и стиле оформления презентации. Также в секции участвовали школьные преподаватели из Финляндии и местные докторанты. Качественные замечания я получил только от одной женщины, американского профессора украинского происхождения – она попала в эту секцию по ошибке, но эта ошибка оказалась весьма полезной для меня. 

Следующие дни конференции оказались куда интереснее. Расскажу о нескольких запомнившихся мне докладах. Вибеке Рон Ноер (Университет Копенгагена), занимающаяся школьной этнографией и изучающая динамику поведения школьных коллективов, подробно осветила вопросы, связанные с методологией подобных исследований. Так как я собираюсь заниматься этой темой, ее выступление очень меня заинтересовало. Группа учёных из Венгрии (которые, к слову, были этническими цыганами) представила результаты крупного исследования, посвященного изучению десегрегации цыган в сфере образования. По их мнению, для реализации этой задачи прежде следует интегрировать цыганские поселения в окружающую социальную среду, в частности, с помощью создания необходимой инфраструктурной базы, постройки дорог и обеспечения электроснабжением. Мне, однако, это предложение показалось не вполне убедительным: подобные мероприятия требуют больших затрат, а эффект от них, по мнению многих экспертов, часто оказывается минимальным.

В наибольшей степени на этой конференции меня интересовали выступления, в которых затрагивались темы интеграции и миграции. Так, моё внимание привлёк доклад на тему организации учебного взаимодействия между североафриканскими, балканскими и украинскими школьниками в Бельгии. Результаты исследования, лежащего в основе этого доклада, показывают, что арабы стараются быть похожими во всем на своих родителей; балканские дети  сравнивают себя с местными жителями, а  украинцы – со своими ровесниками в их родной стране. Олег Попов (Университет Умеа, Швеция), рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются «несопровождаемые мигранты» (unaccompanied migrants) из Афганистана и Сомали в шведских школах. Его проект, на мой взгляд, имеет не только научную ценность, но и серьезную практическую значимость. Один испанский исследователь сравнивал, насколько хорошо интегрируются в принимающее общество дети мигрантов в зависимости от того, ходят ли они в школу или остаются дома с родителями. Он пришел к выводу, что дискриминация ощущается меньше в том случае, когда дети посещают школу.

Конференция в Кадисе стала для меня первым опытом участия в столь крупном академическом мероприятии за рубежом. Благодаря поездке в Испанию я приобрел много новых знаний и полезных знакомств, а главное, получил запас вдохновения и идей для дальнейшей работы! 

подготовил Евгений Варшавер