Летняя школа Университета Утрехта
Рассказывают Мария Равлик и Вероника Костенко
Университет Утрехта - один из признанных европейских центров в области количественных социальных исследований. Каждый год университет проводит школу, которая продолжается почти все лето и собирает множество студентов со всего мира. В этом году среди участников школы Университета Утрехта оказались младшие научные сотрудники ЛССИ Мария Равлик и Вероника Костенко, которые подготовили для нашего сайта небольшие заметки о своих впечатлениях от этого мероприятия и от Голландии в целом.
Школа в Утрехте является важным событием для этого маленького города. На главных улицах развешаны плакаты с приветствиями участникам, а офис школы располагается в самом центре города. Организаторы стараются объединить и познакомить участников многочисленных программ школы, поэтому каждый вечер студентам предлагаются разнообразные развлечения: от катания на каноэ по утрехтским каналам до знакомства с кухнями народов мира. Школа предлагает множество различных курсов, не только по социологии, но и по культурологическим исследованиям, экономике, праву и естественным наукам. Занятия проходят в корпусах местного университета, разбросанных по всему городу, поэтому студентов стараются селить рядом с тем кампусом, где проходят их курсы.
Мария Равлик : Программа школы Утрехтского университета, в которой я принимала участие, носит название «Миграция, интеграция и этнические отношения». Данный курс был построен занимательным образом: через каждые два дня лекции и семинары вёл новый преподаватель. Таким образом, четверо преподавателей – специалистов в области исследований миграции – имели возможность познакомить нас каждый со своими исследовательскими интересами. Такой подход оказался весьма продуктивным, так как не все студенты были близко знакомы с темами миграционных исследований; поэтому каждый преподаватель за отведённое ему время постепенно погружал нас в мир интересующих его исследовательских вопросов и задач. В рамках курса рассматривались такие вопросы, как факторы международной миграции, межстрановые особенности отношения к мигрантам, этноцентризм, влияние ультраправых партий в Западной Европе и межэтнические взаимоотношения. В самом начале программы все студенты были разделены на пять групп таким образом, чтобы предоставить каждому возможность участвовать в работе семинара и обсуждении статей. Во время семинаров две группы должны были готовить презентации с пересказом содержания прочитанных статей, в то время другие две группы представляли критический разбор этих источников, а за последней группой оставалось заключительное слово с оценкой выступлений предыдущих коллективов. Для меня участие в данной школе оказалось очень полезным - не только для завершения проекта по факторам миграции, который я веду в ЛССИ, но и для формулирования исследовательских гипотез в рамках нового проекта по усилению ультраправых идеологий в обществе, который я собираюсь представить на ноябрьской конференции Лаборатории.
Что касается неформальных впечатлений, то хотелось бы отметить, что в Утрехте особая атмосфера студенческого городка, где шумные студенческие места с современной архитектурой соседствуют с сельскими пейзажами, а под окнами университета свободно пасутся овцы и бегают кролики.
Вероника Костенко: На школе Университета Утрехта я посещала программу “Multivariate Analysis”. Это курс, на котором простым и понятным языком рассказывают об основных статистических техниках – на базе остроумного и очень неформального учебника Энди Филда. Такой подход позволяет преподавателям уйти от излишней серьезности, которая обычно сопровождает изучение статистики, и объяснять сложные техники на забавных, привлекающих внимание примерах. Тем не менее, темп занятий был достаточно напряженным: рабочий день начинался в 9-00 с часовой сессии, в ходе которой в игровой форме повторялся материал предыдущего дня. После этого все студенты переходили в другое здание и слушали теоретические лекции, продолжавшиеся около трёх часов. После обеденного перерыва слушатели курса делились на три группы и практиковались в применении полученных знаний к анализу реальных данных в ходе лабораторных занятий. Учебный день формально заканчивался в 17-00, но после этого нужно было еще несколько часов читать учебник, чтобы подготовиться к следующему дню.
В выходные мы успели съездить в Амстердам, посетить все главные музеи и покататься на лодке по каналам. В целом, это был прекрасный курс, который позволил как «уложить в голове» уже имевшиеся знания, так и получить много полезных новых сведений.
подготовили Мария Равлик и Вероника Костенко