• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция и социокультурная специфика территорий фронтира

20 сентября выступлением Анны Немировской был открыт новый сезон регулярных семинаров нашей Лаборатории

20 сентября в Санкт-Петербурге состоялся первый в новом учебном году регулярный семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований. Анна Немировская, старший научный сотрудник ЛССИ, представила доклад на тему «Концепция и социокультурная специфика территорий фронтира». 

Понятие «фронтира» было предложено американским историком Фредериком Тёрнером в конце XIX столетия. Тёрнер объяснял особенности развития американского общества влиянием постоянного расширения границ американских поселений на Запад (особые социальные образования, возникавшие на рубеже обжитой части Америки и были обозначены термином «фронтир»). Ф. Тёрнер утверждал,  что значительная часть черт, традиционно приписываемых американскому характеру, а именно, стремление к равенству, свободолюбие, демократичность, настойчивость в достижении целей и предпринимательский дух, развились именно в специфических условиях постоянного проживания на границе цивилизованного мира – полной опасностей, риска и напряжения, и, вместе с тем, динамичной, постоянно разрушавшей привычную социальную иерархию.

Столетие спустя, на рубеже третьего тысячелетия, в социальных науках вновь проявился интерес к теории фронтира. Эта идея нашла свое применение не только в осмыслении исторического и социального опыта США, но и в объяснении социальных процессов в ряде других стран, обладающих схожими с Америкой историей освоения и географическими характеристиками – в первую очередь, России, Канаде и Бразилии.

Наибольшую популярность концепция фронтира приобрела среди историков, социальных антропологов и культурологов. Вместе с тем, положения данной теории представляют определенный интерес и для эмпирической проверки количественными методами. Исследование, о котором Анна рассказала на регулярном семинаре нашей Лаборатории, выполненное в соавторстве с Роберто Фоа, представляет собой первую попытку разработать теорию фронтира в сравнительной перспективе и с опорой на количественные данные.

Основная идея работы заключается в следующем. Используя данные шести волн Всемирного исследования ценностей, дополненные рядом других статистических источников, Анна и Роберто пытаются выделить основные социокультурные характеристики территорий, которые попадают под определение фронтира. Они также пытаются установить структурные и контекстуальные причины различий в уровне социального капитала и основных ценностных установках, наблюдающихся между странами фронтира.

Анна и Роберто определяют зоны фронтира как территории, характеризующиеся следующими условиями: большинство населения является либо переселенцами, либо потомками переселенцев. Кроме того, плотность населения на этих территориях очень низкая. В силу того, что подавляющее большинство локальных сообществ фронтира возникли относительно недавно, на этих землях еще не сформировалась жесткая социальная иерархия, в том числе, управленческие структуры также характеризуются относительной новизной.

Базовая гипотеза исследования такова: опыт проживания на граничных территориях ведет к формированию устойчивого набора ценностных установок, который будет общим для пионеров освоения новых земель во всех государствах фронтира. Основными характеристиками этого набора являются следующие: индивидуализм, приверженность либертарианским экономическим принципам, социальный активизм, более высокий уровень социального доверия, а также склонность в большей степени полагаться при разрешении возникающих проблем на взаимодействие с окружающим сообществом, нежели на помощь со стороны государственных институтов.

Результаты статистического анализа показывают, что, в целом, эта гипотеза подтверждается. Действительно, жителям фронтира, не только в США, но и в других странах, в большей степени свойственны индивидуализм, либертарианские взгляды и высокий уровень социального капитала, по сравнению с территориями исторического центра страны. Вместе с тем, есть и ряд неожиданных наблюдений.

Так, жители фронтира отличаются высоким уровнем толерантности по отношению к аскриптивным признакам (таким, как расовая принадлежность или статус мигранта), но, вместе с тем, они в значительной степени нетерпимы к носителям отличающихся стилей жизни (гомосексуалистам и наркоманам). Этот результат, однако, соответствует представлению о том, что населению фронтира присущи либеральные политические и экономические взгляды, но, тем не менее,  оно является консервативным в плане отношения к социальным и культурным инновациям.

Другой интересный вывод, полученный в ходе эмпирического анализа, заключается в том, что, несмотря на значительный уровень социального капитала, присущий территориям фронтира, на этих землях все же очень высока преступность, а также плохо работают институты государственного управления. Кроме того, там широко распространена коррупция.

Объяснение этого парадокса является одной из важнейших задач, которые ставят перед собой авторы в ближайшей перспективе. Другим направлением развития этой исследовательской программы является подробное изучение опыта Бразилии (в некоторых аспектах, например, в уровне толерантности среди жителей фронтира, существенно отличающейся от других стран). Наконец, Анна и Роберто планируют расширить поле своего анализа, добавив данные по некоторым другим странам, помимо уже упомянутых, которые также можно отнести к государствам фронтира. К таковым, в частности, относятся Аргентина, Австралия, Мексика и даже Китай.

подготовил Борис Соколов

 

P.S. Более подробную информацию о данном исследовании можно найти в препринте, опубликованном на сайте SSRN. Препринт также доступен на сайте нашей Лаборатории 

ПрепринтFoa R., Nemirovskaya A., Mostovova E. Internal Empires I: Social Institutions of the Frontier

Презентация доклада