• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа университета Эссекса. Часть 2

О своих впечатлениях рассказывает ассоциированный сотрудник ЛССИ Ольга Грязнова

На нашем сайте уже была опубликована прекрасная заметка Анны Широкановой о поездке на летнюю школу университета Эссекса. Однако «десант» Лаборатории, высадившийся на Туманном Альбионе ради участия в этой летней школе, одной из самых знаменитых в области социальных наук, включал и еще несколько человек. Ольга Грязнова, ассоциированный сотрудник нашей Лаборатории, также написала замечательный текст об этом мероприятии.

Мое знакомство с таким способом повышения квалификации, как летняя школа, является сравнительно недавним, однако уже достаточно близким. В прошлом и нынешнем году я стала участником шести летних школ: две из них проводились ЛССИ, ещё две – лабораторией социокультурных исследований НИУ ВШЭ. Кроме того, по разу мне удалось побывать на школах Европейской сети анализа социальной политики и университета Эссекса.

Каждая из них имела свою специфику, но при этом их все объединяет одна общая черта:летняя школа всегда предлагает включиться в процесс интенсивной научной коммуникации, который способствует как повышению уровня индивидуальных исследований, так и стимулирует активизацию исследовательского поиска и расширяет методологические и методические горизонты участников. Отличие летних школ от традиционных образовательных программ заключается в том, что они предлагают не просто знания, но способы решения конкретных проблем, с которыми сталкиваются исследователи в своей профессиональной деятельности, а также помогают посмотреть на эти проблемы с новой точки зрения и применить новые методы для их «препарирования». Важно и то, что летние школы привлекают специалистов из близких областей, формируют не просто случайно набранную группу слушателей курса, а долгосрочные социальные сети, в которых происходит своего рода научная навигация,  обмен актуальной информацией, публикациями и прочими полезными для ученых сведениями. 

Каждая школа была очень яркой и запоминающейся. Но сейчас я хотела бы поделиться впечатлениями о последней на данный момент летней школе, в которой приняла участие, а именно, Летней школе университета Эссекса по методам анализа данных в социальных науках. Эта школа является одним из форпостов развития и распространения новых методов анализа данных. Для молодого социолога, использующего количественные методы в своих исследованиях, посещение этой школы определенно является вехой в научной биографии.

Мы с Марией Кравцовой выбраликурс Multivariate Data Analysis, который вели профессор университета Эссекса Алехандро Куироз Флорес (Alejandro Quiroz Flores) и его ассистент Лиам МакГраф (Liam McGrath). Основной темой этого курса были техники поиска оптимальных регрессионных моделей для различных типов данных. Начало курса было посвящено базовым принципам эконометрики: мы повторили математические свойства оценок МНК, теоремы Фриша-Вау и Гаусса-Маркова, t-статистики, F-критерий и т.п. Затем мы рассмотрели тесты, позволяющие устанавливать неоднородность выборки и выявлять «структурные сдвиги», тестировать наличие гетероскедастичности и автокорреляции. Отдельно остановились на методе максимального правдоподобия, на анализе нелинейных моделей и дискретных переменных, логит-, пробит- и порядковых пробит-моделях. Новым для меня был материал, касающийся особенностей анализа временных рядов и панельных данных, а также подходы к решению проблем гетерогенности с помощью инструментальных переменных, систем одновременных уравнений, внешне несвязанных регрессий, двухступенчатых МНК, усеченных, цензурированных и тобит-регрессий. В целом курс был достаточно интенсивным. Можно даже сказать, что он охватывал и материал нескольких других курсов, которые читались в это же время в соседних аудиториях. Помимо интересных презентаций и синтаксиса для Stat’ы, Алекс и Лиам дали нам большой архив статей, посвященным исследованиям, в которых использовались рассмотренные в ходе курса методы анализа данных. Кроме этого, студентам были доступны презентации и учебные материалы по другим курсам. Так что, можно сказать, что две недели интенсивной работы на летней школе являются только началом процесса основательного погружения в проблематику анализа данных.

По утрам я и мои коллеги ходили на математику. Несмотря на то, что эти занятия были факультативными, аудитория всегда была переполнена. Думаю, что это было связано не только с важностью предмета, но во многом и с личностью самого преподавателя. Крис Сейкер (Chris Saker) с таким энтузиазмом и вдохновением рассказывал про производные, дифференциалы и матрицы, чтопросто невозможно было пропустить подобную утреннюю «зарядку» интеллектуальным позитивом!

Стоит сказать несколько слов и о «вне-академической» составляющей школы. Для меня и Маши было очень важно, что при Университете Эссекса был детский сад. С одной стороны, это вроде бы имеет косвенное отношение к учебе, однако именно это обстоятельство сделало возможным наше участие в летней школе, так как дети были под присмотром добрых воспитателей. Для нас же это был интересный опыт. Удивительно, но детей в английском садике кормят карри и мороженным, дают кидаться красками и возят в лес собирать жуков и червяков. Вот это жизнь!!!

В своей заметке о школе в Эссексе Аня Широканова уже писала про поездку в Кембридж, организованную для участников. Это действительно было прекрасно. Наверное, так могла бы выглядеть Касталия из «Игры в бисер» Гессе. Строгая изысканность колледжей, сдержанная пышность парков, легкая вычурность часовен, в которых звучит орган и поет хор. Здесь кажется, что ты вдыхаешь историю, когда идешь по тем же улицам, по которым ходили Байрон, Ньютон, Бэкон, Дарвин, Бор, Рассел, Витгенштейн, Поппер, Кейнс, Фридман и многие другие знаменитые люди, чьи выдающиеся достижения составляют ныне сокровищницу мировой науки и культуры.

Так что летние школы – это не только интеллектуально обогащающее мероприятие, но и ободряющее и вдохновляющее! И очень важно, что ЛССИ содействует академической мобильности исследователей и проводит свои собственные школы. За это хотелось бы выразить Лаборатории отдельную благодарность!

подготовила Ольга Грязнова