• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя программа ICPSR. Часть 2

Наши сотрудники продолжают делиться впечатлениями от участия в Летней программе ICPSR. О своей поездке рассказывает Александр Кустов.

Летняя программа обучения количественным методам в социальных науках Межуниверситетского консорциума политических и социальных исследований, традиционно проводящаяся в Университете Мичигана, является, вероятно, самой престижной методологической летней школой в социальных науках. Каждый год в Анн Арборе собираются тысячи молодых ученых, стремящихся получить новые знания и развить свои исследовательские навыки на курсах специалистов мирового уровня. В этом году (как и в прошлом) среди участников программы были и сотрудники ЛССИ. Мы уже опубликовали заметку Евгении Быстров и Анны Немировской о их впечатлениях от поездки на ICPSR-2012. Теперь о своем опыте участия в этой знаменитой программе рассказывает ассоциированный сотрудник нашей Лаборатории Александр Кустов.

Вторая сессия ICPSR включала в себя много курсов, которые представляли для меня значительный интерес и могли бы быть полезны для моих текущих исследований. Именно поэтому мне было так сложно выбрать среди них те, на которых следовало бы сосредоточить своё внимание и усилия во время Школы. Всё же, несмотря на то, что я заранее записался на несколько курсов, первые дни я потратил на посещение как можно большего количества лекций. В итоге, мой выбор пал на "Advanced Topics in Maximum Likelihood Estimation" и "Complex System in Social Sciences".

Несмотря на свое название, продвинутый курс по методу максимального правдоподобия (MLE) был во многом посвящен работе с данными, имеющими временное измерение, и часто, что довольно забавно, включал в себя работу с методом наименьших квадратов (OLS). По существу, курс состоял из двух отдельных полноценных семинаров. Первый семинар был посвящен анализу дожития (survival analysis); его проводил Брэд Джонс из Университета Калифорнии в Дэвисе (он является соавтором одного из самых известных учебников по данной теме). Темой второго был анализ данных, включающих в себя перекрестные и временные ряды (TSCS); им руководил Дэвид Дармофал из Университета Южной Каролины. Кроме того, будучи экспертом в области пространственного анализа (spatial analysis), Дэвид подробно рассказывал о регрессионных моделях, которые учитывают пространственную зависимость данных. Знания, полученные в рамках данного курса, безусловно, представляют собой особую ценность для моего проекта по влиянию глобализации на отношение населения к политике государства всеобщего благосостояния.

Курс по «Комплексным Системам» очень сильно отличался как от других семинаров в рамках ICPSR, так и от всего того, с чем я когда-либо сталкивался по методологии социальных наук. Прежде всего, у нас было пять разных лекторов, и каждый с особыми компетенциями. В общем, курс был построен вокруг компьютерных методов и техник, которые могут пригодиться в социальных исследованиях. У нас была теория игр, кибернетика, генетические алгоритмы, программирование, сетевой анализ и т.д. Центральной темой курса стала такая новая методика, как агентное моделирование (ABM), которая позволяет создавать искусственные социальные системы и исследовать, как будут развиваться те или иные процессы под воздействием заданных правил, таким образом открывая новые паттерны поведения, недоступные для изучения в рамках более традиционных методов, например, теории игр. Курс включал в себя большое количество лабораторных занятий по реализации моделей в программе NetLogo, а так же продолжительные дискуссии о применении данного метода в реальных исследованиях. Данный семинар превратил меня в убеждённого энтузиаста агентного моделирования, и я надеюсь применить эту методику уже в своем следующем проекте по изучению роли этничности во внутригосударственных конфликтах. 

Помимо перечисленных курсов, я также периодически посещал семинар по продвинутой теории игр и семинар по моделированию причинно-следственных связей в социальных науках (Causal Inference),  где мне удалось расширить свои знания по таким популярным статистическим методикам, как инструментальные переменные и метод отбора подобного по склонности (propensity score matching). В рамках посещаемых мной курсов у нас были относительного небольшие классы (около 20 человека) и увлекающая атмосфера. В целом, я очень доволен участием в Летней программе ICPSR, которая стала лучшим возможным дополнением к моей основательной методологической подготовке, полученной в Университете Маннхайма.