Ценностные установки представителей бизнес-сообщества
14 июня на последнем в этом учебном году регулярном семинаре ЛССИ вниманию слушателей был представлен доклад Натальи Соболевой.
14 июня на последнем в этом учебном году регулярном семинаре ЛССИ вниманию слушателей был представлен доклад сотрудника Лаборатории Натальи Соболевой на тему «Ценностные установки представителей бизнес-сообщества как фактор модернизации в современной России».
Скачать презентацию | Посмотреть запись семинара
По мнению исследователя, модернизационный потенциал страны во многом зависит от мотивации и ценностей представителей бизнес-сообщества. Можно предположить, что модернизационные ценности в наибольшей степени разделяет группа бизнес-сообщества, ориентированная на получение новых знаний, навыков и умений, т.е. на накопление человеческого капитала.
Целью данного исследования было выявление степени сопряженности ценностей российского бизнес-сообщества с задачами модернизации. Эмпирической базой исследования послужил опрос 222 слушателей МВА в трех известных бизнес-школах города Москвы. Исследователь выдвигает следующие гипотезы: для представителей бизнес-сообщества важными являются как традиционные ценности (семья, материальное благополучие, друзья и т.д.), так и профессиональные ценности; они ориентированы не только на накопление человеческого капитала, но и социального и символического; в российском бизнес-сообществе в недостаточной степени выражена ориентация на этическое поведение; существует группа в бизнес-сообществе, ценностные установки в наибольшей степени отражают модернизационный потенциал.
Наталья выделяет три аспекта ценностных ориентаций представителей бизнес-сообщества: базовые ценности (включая профессиональные ценности), представления о способах достижения успеха и установки на соблюдение бизнес-этики.
Было выявлено, что владельцы бизнеса придают относительно большее значение ценности самостоятельности, независимости, и относительно меньшее - интересной работе. Профессионализм наиболее важен для представителей бизнес-сообщества, занимающих не руководящие должности. Также самостоятельность, независимость чаще относят к основным ценностям лица, занятые в малом бизнесе.
Среди способов достижения делового успеха Наталья выделила инвестирование в человеческий, социальный и символический капиталы и соблюдение деловой этики. При этом она определила набор факторов, сопряженных с модернизацией. Среди них – ориентация на непрерывное обучение, высокое качество образования, ориентация на деловую этику, ведение социально-ответственного бизнеса, высокий уровень умений и навыков, возможность принимать разные точки зрения, открытость, доброжелательность, умение налаживать контакты.
С помощью факторного анализа исследователь выделяет следующие установки на достижение делового успеха: модернизационные установки, социальный капитал (в позитивном смысле) против символического капитала, институциональная форма человеческого капитала против социальных связей, антимодернизационные установки.
Далее исследователь показывает взаимосвязь ценностных ориентаций и способов достижения делового успеха. Представители бизнес-сообщества, выделяющие в качестве основных ценностей самостоятельность, независимость, считают важными способами достижения успеха социальный капитал и лидерские качества. Представители бизнес-сообщества, для которых в работе важнее всего ее содержание, относительно в большей степени ориентированы на модернизацию. У лиц, для которых приоритетным является высокий уровень дохода, напротив, сильнее выражены антимодернизационные установки. Представители бизнес-сообщества, для которых основным в работе является карьерное положение, ориентированы на получение престижного диплома и социальные связи.
Что касается установки на соблюдение бизнес-этики, то результаты исследования показали, что для представителей бизнес-сообщества важно при выборе места работы соблюдаются ли в этой компании бизнес-этика или нет. Особое внимание обращается на соблюдение закона в данной компании. При этом те, кто признает соблюдение закона одним из критериев бизнес-этики, более всего ориентированы на модернизацию и на накопление человеческого капитала.
Таким образом, показано, что ценности представителей бизнес-сообщества лишь частично соответствуют задачам модернизации. Налицо рассогласованность их ценностных ориентаций. Индивидуальный модернизационный потенциал зависит от статуса в мире бизнеса, характеристик компании, профиля образования и других факторов.
После презентации было высказано несколько комментариев – сравнить данные исследования по странам, а также попытаться выделить региональные аспекты в данном исследовании.
Подготовила Дина Мигунова