• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ценностные установки представителей бизнес-сообщества

14 июня на последнем в этом учебном году регулярном семинаре ЛССИ вниманию слушателей был представлен доклад Натальи Соболевой.

14 июня на по­след­нем в этом учеб­ном го­ду ре­гу­ляр­ном се­ми­на­ре ЛССИ вни­ма­нию слу­ша­те­лей был пред­став­лен до­клад со­труд­ни­ка Ла­бо­ра­то­рии На­та­льи Со­бо­ле­вой на те­му «Цен­ност­ные уста­нов­ки пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства как фак­тор мо­дер­ни­за­ции в со­вре­мен­ной Рос­сии».

Скачать презентацию |  Посмотреть запись семинара

Наталья СоболеваПо мне­нию ис­сле­до­ва­те­ля, мо­дер­ни­за­ци­он­ный по­тен­ци­ал стра­ны во мно­гом за­ви­сит от мо­ти­ва­ции и цен­но­стей пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства. Мож­но пред­по­ло­жить, что мо­дер­ни­за­ци­он­ные цен­но­сти в наи­боль­шей сте­пе­ни раз­де­ля­ет груп­па биз­нес-со­об­ще­ства, ори­ен­ти­ро­ван­ная на по­лу­че­ние но­вых зна­ний, на­вы­ков и уме­ний, т.е. на на­коп­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла.

Це­лью дан­но­го ис­сле­до­ва­ния бы­ло вы­яв­ле­ние сте­пе­ни со­пря­жен­но­сти цен­но­стей рос­сий­ско­го биз­нес-со­об­ще­ства с за­да­ча­ми мо­дер­ни­за­ции. Эм­пи­ри­че­ской ба­зой ис­сле­до­ва­ния по­слу­жил опрос 222 слу­ша­те­лей МВА в трех из­вест­ных биз­нес-шко­лах го­ро­да Моск­вы. Ис­сле­до­ва­тель вы­дви­га­ет сле­ду­ю­щие ги­по­те­зы: для пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства важ­ны­ми яв­ля­ют­ся как тра­ди­ци­он­ные цен­но­сти (се­мья, ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, дру­зья и т.д.), так и про­фес­си­о­наль­ные цен­но­сти; они ори­ен­ти­ро­ва­ны не толь­ко на на­коп­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла, но и со­ци­аль­но­го и сим­во­ли­че­ско­го; в рос­сий­ском биз­нес-со­об­ще­стве в не­до­ста­точ­ной сте­пе­ни вы­ра­же­на ори­ен­та­ция на эти­че­ское по­ве­де­ние; су­ще­ству­ет груп­па в биз­нес-со­об­ще­стве, цен­ност­ные уста­нов­ки в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ра­жа­ют мо­дер­ни­за­ци­он­ный по­тен­ци­ал.

На­та­лья вы­де­ля­ет три ас­пек­та цен­ност­ных ори­ен­та­ций пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства: ба­зо­вые цен­но­сти (вклю­чая про­фес­си­о­наль­ные цен­но­сти), пред­став­ле­ния о спо­со­бах до­сти­же­ния успе­ха и уста­нов­ки на со­блю­де­ние биз­нес-эти­ки.

Бы­ло вы­яв­ле­но, что вла­дель­цы биз­не­са при­да­ют от­но­си­тель­но боль­шее зна­че­ние цен­но­сти са­мо­сто­я­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо­сти, и от­но­си­тель­но мень­шее - ин­те­рес­ной ра­бо­те. Про­фес­си­о­на­лизм наи­бо­лее ва­жен для пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства, за­ни­ма­ю­щих не ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти. Так­же са­мо­сто­я­тель­ность, не­за­ви­си­мость ча­ще от­но­сят к ос­нов­ным цен­но­стям ли­ца, за­ня­тые в ма­лом биз­несе.

Сре­ди спо­со­бов до­сти­же­ния де­ло­во­го успе­ха На­та­лья вы­де­ли­ла ин­ве­сти­ро­ва­ние в че­ло­ве­че­ский, со­ци­аль­ный и сим­во­ли­че­ский ка­пи­та­лы и со­блю­де­ние де­ло­вой эти­ки. При этом она опре­де­ли­ла на­бор фак­то­ров, со­пря­жен­ных с мо­дер­ни­за­ци­ей. Сре­ди них – ори­ен­та­ция на не­пре­рыв­ное обу­че­ние, вы­со­кое ка­че­ство об­ра­зо­ва­ния, ори­ен­та­ция на де­ло­вую эти­ку, ве­де­ние со­ци­аль­но-от­вет­ствен­но­го биз­не­са, вы­со­кий уро­вень уме­ний и на­вы­ков, воз­мож­ность при­ни­мать раз­ные точ­ки зре­ния, от­кры­тость, доб­ро­же­ла­тель­ность, уме­ние на­ла­жи­вать кон­так­ты.

С по­мо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за ис­сле­до­ва­тель вы­де­ля­ет сле­ду­ю­щие уста­нов­ки на до­сти­же­ние де­ло­во­го успе­ха: мо­дер­ни­за­ци­он­ные уста­нов­ки, со­ци­аль­ный ка­пи­тал (в по­зи­тив­ном смыс­ле) про­тив сим­во­ли­че­ско­го ка­пи­та­ла, ин­сти­ту­ци­о­наль­ная фор­ма че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла про­тив со­ци­аль­ных свя­зей, ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ные уста­нов­ки.

Да­лее ис­сле­до­ва­тель по­ка­зы­ва­ет вза­и­мо­связь цен­ност­ных ори­ен­та­ций и спо­со­бов до­сти­же­ния де­ло­во­го успе­ха. Пред­ста­ви­те­ли биз­нес-со­об­ще­ства, вы­де­ля­ю­щие в ка­че­стве ос­нов­ных цен­но­стей са­мо­сто­я­тель­ность, не­за­ви­си­мость, счи­та­ют важ­ны­ми спо­со­ба­ми до­сти­же­ния успе­ха со­ци­аль­ный ка­пи­тал и ли­дер­ские ка­че­ства. Пред­ста­ви­те­ли биз­нес-со­об­ще­ства, для ко­то­рых в ра­бо­те важ­нее все­го ее со­дер­жа­ние, от­но­си­тель­но в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­ны на мо­дер­ни­за­цию. У лиц, для ко­то­рых при­о­ри­тет­ным яв­ля­ет­ся вы­со­кий уро­вень до­хо­да, на­про­тив, силь­нее вы­ра­же­ны ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ные уста­нов­ки. Пред­ста­ви­те­ли биз­нес-со­об­ще­ства, для ко­то­рых ос­нов­ным в ра­бо­те яв­ля­ет­ся ка­рьер­ное по­ло­же­ние, ори­ен­ти­ро­ва­ны на по­лу­че­ние пре­стиж­но­го ди­пло­ма и со­ци­аль­ные свя­зи.

Что ка­са­ет­ся уста­нов­ки на со­блю­де­ние биз­нес-эти­ки, то ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что для пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства важ­но при вы­бо­ре ме­ста ра­бо­ты со­блю­да­ют­ся ли в этой ком­па­нии биз­нес-эти­ка или нет. Осо­бое вни­ма­ние об­ра­ща­ет­ся на со­блю­де­ние за­ко­на в дан­ной ком­па­нии. При этом те, кто при­зна­ет со­блю­де­ние за­ко­на од­ним из кри­те­ри­ев биз­нес-эти­ки, бо­лее все­го ори­ен­ти­ро­ва­ны на мо­дер­ни­за­цию и на на­коп­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла.

Та­ким об­ра­зом, по­ка­за­но, что цен­но­сти пред­ста­ви­те­лей биз­нес-со­об­ще­ства лишь ча­стич­но со­от­вет­ству­ют за­да­чам мо­дер­ни­за­ции. На­ли­цо рас­со­гла­со­ван­ность их цен­ност­ных ори­ен­та­ций. Ин­ди­ви­ду­аль­ный мо­дер­ни­за­ци­он­ный по­тен­ци­ал за­ви­сит от ста­ту­са в ми­ре биз­не­са, ха­рак­те­ри­стик ком­па­нии, про­фи­ля об­ра­зо­ва­ния и дру­гих фак­то­ров.

По­сле пре­зен­та­ции бы­ло вы­ска­за­но не­сколь­ко ком­мен­та­ри­ев – срав­нить дан­ные ис­сле­до­ва­ния по стра­нам, а так­же по­пы­тать­ся вы­де­лить ре­ги­о­наль­ные ас­пек­ты в дан­ном ис­сле­до­ва­нии.

Подготовила Дина Мигунова