Гены, окружающая среда и развитие человеческого общества
17 мая состоялся очередной семинар ЛССИ. На этот раз перед аудиторией выступала Светлана Боринская.
17 мая состоялся очередной семинар ЛССИ. На этот раз перед аудиторией выступала Светлана Боринская, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН, член Общества кросс-культурных исследований (Society for Cross-Cultural Research) с докладом «Гены, окружающая среда и развитие человеческого общества: кросс-культурный анализ». Основной целью данного выступления было показать, как использовать генетические особенности в исследовании различных общностей.
Презентация началась с основ биологии и генетики, для того чтобы аудитория ясно понимала как работают гены. В каждой клетке любого живого организма есть ДНК, в котором записана генетическая информация. У человека, если ДНК представить в виде текста, оно включает около 3 млрд. букв. При передаче наследственной информации от родителей к детям происходит примерно 200 мутаций, которые могут быть как вредными, так и полезными и проявляются во взаимодействии со средой.
Каждый человек индивидуален, одинаковые гены у разных людей могут проявлять себя по-разному. Все зависит от той среды, в которой он не только живет сейчас, но и провел свое детство. Одним из примеров этого является исследование мужчин с агрессивным поведением, на которое ссылается исследователь. Оказывается, что ген, отвечающий за проявление агрессивности, интенсивнее проявляется у тех, кто воспитывался в неблагополучных условиях. Таким образом, эффект носительства определенного гена может меняться на противоположный в зависимости от благоприятности или неблагоприятности окружающей среды. При этом одни гены могут быть пластичными, т.е. поддаваться влиянию среды, а другие, наоборот, практически не изменяться (например, цвет глаз).
Следующая часть лекции была посвящена генетическим особенностям различных сообществ. Как известно, человек появился примерно 150000 лет назад в Африке (причем в размножении участвовало всего примерно 5000 чел.). Со временем количество людей постепенно увеличивалось, что привело к глобальному расселению населения по всей Земле. Вследствие этого происходила культурная и генетическая адаптация. Так, в разных условиях стали полезны разные виды мутаций (например, цвет кожи). Исследователь приводит в пример правило Бергмана, которое гласит, что среди сходных форм теплокровных животных наиболее крупными являются те, которые живут в условиях более холодного климата — в высоких широтах или в горах. Также это правило в определенных условиях применимо и к человеку.
Светлана Боринская приводит в пример исследование зависимости типа хозяйствования и дальтонизма. Так, среди земледельцев больше дальтоников, в то время как среди северных народов они практически отсутствуют. Еще одним примером является распространение молочного животноводства и употребление молока. Как известно, организм человека может усваивать молоко только в детском возрасте. Однако, как показывает исследователь, с распространением молочного животноводства данная ситуация меняется (многие народы во взрослом возрасте стали усваивать молоко). Далее Светлана приводит еще несколько интересных примеров.
Данная лекция вызвала много вопросов, но большая часть сводилась к тому, как сделать так, чтобы данные генетические исследования и культурные особенности различных сообществ не привели к стигматизации определенных признаков этнических групп, ведущих к их геноциду. Светлана ответила, что, прежде всего, исследователям в данной области нужно быть аккуратными в интерпретации результатов своих исследований, постоянно подчеркивая, что все люди равны. При этом нужно вести разъяснительную работу в массах через «правильные» СМИ, которые будут доносить неискаженную информацию до населения.
Подготовила Дина Мигунова