• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выездной семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей

С 3 по 5 июня 2011 года в подмосковном пансионате "Солнечная поляна" состоялся семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей". В семинаре приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере, среди которых была и стажеры-исследователи ЛССИ, Екатерина Кулдина и Марина Никитина.

С 3 по 5 июня 2011 года в подмосковном пансионате "Солнечная поляна" состоялся семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей". В семинаре приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере, среди которых была и стажеры-исследователи ЛССИ, Екатерина Кулдина и Марина Никитина.

 

Фото academics.hse.ru

В пятничный вечер, после прибытия в пансионат, участники семинара знакомились друг с другом, обсуждали программу семинара и ожидания, связанные с предстоящими мероприятиями. После обсуждения возможных результатов семинара вниманию участников были представлены пять тем, над которыми должна была быть проведена групповая работа под руководством экспертов – руководителей лабораторий и молодых преподавателей. По итогам двухдневной работы, сформированным коллективам молодых исследователей необходимо было провести и представить своим коллегам аналитическую работу на одну из предложенных тем. 

Помимо работы в микрогруппах, в программе семинара были выступления руководителей Вышки и экспертов. На выездной семинар приезжали проректор С.Ю. Рощин, проректор М.М. Юдкевич, заместитель начальника управления развития международной деятельности Л.Д. Тарадина, начальник управления аспирантурыЕ.Н. Кобзарь и заместитель директора по научным исследованиям и разработкам НИУ ВШЭ И.А. Долматов.

Екатерина: "Участником мероприятия, ориентированного не на сложившееся научное сообщество, а на тех, кто только планирует в него включиться, я была впервые. Это своего рода глобальный тренинг, влючающий групповую работу, но с общими лекциями-рассуждениями, призванными дать ответы на такие вопросы как: Кто такой исследователь? Тяжело ли им быть? Стоит ли вообще связывать свою жизнь с наукой и исследовательской работой? И, если да, то как это лучше делать?

Выездной семинар - Инструменты и практики развития молодых исследователей
Презентация группы "Карьеристы". Фото academics.hse.ru

Например, я работала в группе, которую мы сами условно назвали "Карьеристы". Выбранная нами тема была связана с построением академической карьеры в стенах Вышки, в фокус должны были попасть личное и профессиональное развитие. Руководителями нашей группы были Софья Кисельгоф и Даниел Карабекян, преподаватели с кафедры высшей математики на факультете экономики. Для меня лично семинар был полезен не столько практическими советами, на которые я впервую очередь надеялась, когда принимала решение ехать туда, сколько возможностью узнать, что вообще думают о научной деятельности самые разные люди: от проректоров университета до студентов бакалавриата". 

Марина: "Основной темой нашей группы было обучение за рубежом. Ее руководителями были преподаватели, имевшие большой личный опыт в данной сфере – Олег Воскобойников и Генрих Пеникас. Несколько студентов, оказавшихся со мной в группе, уже ездили по учебным программам за границу, большинство же только собирались. Для многих из нас важно было понять, во-первых, а нужно ли это вообще, какие преимущества и недостатки имеет обучение за границей, а во-вторых, каким образом можно осуществить задуманное: какие программы есть, в какую страну лучше ехать, каким образом можно добиться финансовой поддержки со стороны Вышки и т.п. В ходе группового обсуждения возник еще один, как оказалось, немаловажный вопрос: а возвращаться ли после окончания программы в Россию? В группе собрались студенты с разных факультетов, у каждого была своя область интересов, свои ожидания и пожелания, поэтому мы пришли к выводу, что какой-либо универсальной схемы выбора программы обучения и реализации задуманного не существует, все зависит от конкретных запросов и предпочтений.

Выездной семинар - Инструменты и практики развития молодых исследователей
Групповая работа на семинаре. Фото academics.hse.ru

Однако Вышка предоставляет достаточно широкий спектр возможностей для обучения за границей, нужно поставить перед собой конкретную цель, определиться со своими пожеланиями и стремиться получить как можно больше информации о том, как можно достигнуть желаемого. Результатом работы группы стали две презентации, которые мы образно обозначали как «Хоббит: туда и обратно» (с презентацией о том, стоит ли возвращаться в Россию),Презентация о том, стоит ли ехать, была представлена в виде рисунков). В них мы выразили свое видение проблемы, обозначили различные аспекты, а выводы каждый может сделать для себя сам, поскольку решение об обучении за рубежом в большей степени индивидуальное.

Для меня этот выездной семинар был первым, поэтому сравнивать, к сожалению, не с чем. Но стоит сказать, что он оказался действительно полезным, поскольку до этого я мало представляла себе возможности построения научной карьеры в Вышке, однако после семинара убедилась, что это не только возможно, но и осуществимо. Конечно, при условии наличия сильного желания, т.к. на пути может встретиться много преград, о чем говорили на своих лекциях Сергей Юрьевич Рощин («Публикуйся или умри», ‑ подытожил он свое выступление) и Елена Николаевна Кобзарь (она рассказывала об аспирантуре)".