Выездной семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей
С 3 по 5 июня 2011 года в подмосковном пансионате "Солнечная поляна" состоялся семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей". В семинаре приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере, среди которых была и стажеры-исследователи ЛССИ, Екатерина Кулдина и Марина Никитина.
С 3 по 5 июня 2011 года в подмосковном пансионате "Солнечная поляна" состоялся семинар "Инструменты и практики развития молодых исследователей". В семинаре приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере, среди которых была и стажеры-исследователи ЛССИ, Екатерина Кулдина и Марина Никитина.
Фото academics.hse.ru |
В пятничный вечер, после прибытия в пансионат, участники семинара знакомились друг с другом, обсуждали программу семинара и ожидания, связанные с предстоящими мероприятиями. После обсуждения возможных результатов семинара вниманию участников были представлены пять тем, над которыми должна была быть проведена групповая работа под руководством экспертов – руководителей лабораторий и молодых преподавателей. По итогам двухдневной работы, сформированным коллективам молодых исследователей необходимо было провести и представить своим коллегам аналитическую работу на одну из предложенных тем.
Помимо работы в микрогруппах, в программе семинара были выступления руководителей Вышки и экспертов. На выездной семинар приезжали проректор С.Ю. Рощин, проректор М.М. Юдкевич, заместитель начальника управления развития международной деятельности Л.Д. Тарадина, начальник управления аспирантурыЕ.Н. Кобзарь и заместитель директора по научным исследованиям и разработкам НИУ ВШЭ И.А. Долматов.
Екатерина: "Участником мероприятия, ориентированного не на сложившееся научное сообщество, а на тех, кто только планирует в него включиться, я была впервые. Это своего рода глобальный тренинг, влючающий групповую работу, но с общими лекциями-рассуждениями, призванными дать ответы на такие вопросы как: Кто такой исследователь? Тяжело ли им быть? Стоит ли вообще связывать свою жизнь с наукой и исследовательской работой? И, если да, то как это лучше делать?
Презентация группы "Карьеристы". Фото academics.hse.ru |
Например, я работала в группе, которую мы сами условно назвали "Карьеристы". Выбранная нами тема была связана с построением академической карьеры в стенах Вышки, в фокус должны были попасть личное и профессиональное развитие. Руководителями нашей группы были Софья Кисельгоф и Даниел Карабекян, преподаватели с кафедры высшей математики на факультете экономики. Для меня лично семинар был полезен не столько практическими советами, на которые я впервую очередь надеялась, когда принимала решение ехать туда, сколько возможностью узнать, что вообще думают о научной деятельности самые разные люди: от проректоров университета до студентов бакалавриата".
Марина: "Основной темой нашей группы было обучение за рубежом. Ее руководителями были преподаватели, имевшие большой личный опыт в данной сфере – Олег Воскобойников и Генрих Пеникас. Несколько студентов, оказавшихся со мной в группе, уже ездили по учебным программам за границу, большинство же только собирались. Для многих из нас важно было понять, во-первых, а нужно ли это вообще, какие преимущества и недостатки имеет обучение за границей, а во-вторых, каким образом можно осуществить задуманное: какие программы есть, в какую страну лучше ехать, каким образом можно добиться финансовой поддержки со стороны Вышки и т.п. В ходе группового обсуждения возник еще один, как оказалось, немаловажный вопрос: а возвращаться ли после окончания программы в Россию? В группе собрались студенты с разных факультетов, у каждого была своя область интересов, свои ожидания и пожелания, поэтому мы пришли к выводу, что какой-либо универсальной схемы выбора программы обучения и реализации задуманного не существует, все зависит от конкретных запросов и предпочтений.
Групповая работа на семинаре. Фото academics.hse.ru |
Однако Вышка предоставляет достаточно широкий спектр возможностей для обучения за границей, нужно поставить перед собой конкретную цель, определиться со своими пожеланиями и стремиться получить как можно больше информации о том, как можно достигнуть желаемого. Результатом работы группы стали две презентации, которые мы образно обозначали как «Хоббит: туда и обратно» (с презентацией о том, стоит ли возвращаться в Россию),Презентация о том, стоит ли ехать, была представлена в виде рисунков). В них мы выразили свое видение проблемы, обозначили различные аспекты, а выводы каждый может сделать для себя сам, поскольку решение об обучении за рубежом в большей степени индивидуальное.
Для меня этот выездной семинар был первым, поэтому сравнивать, к сожалению, не с чем. Но стоит сказать, что он оказался действительно полезным, поскольку до этого я мало представляла себе возможности построения научной карьеры в Вышке, однако после семинара убедилась, что это не только возможно, но и осуществимо. Конечно, при условии наличия сильного желания, т.к. на пути может встретиться много преград, о чем говорили на своих лекциях Сергей Юрьевич Рощин («Публикуйся или умри», ‑ подытожил он свое выступление) и Елена Николаевна Кобзарь (она рассказывала об аспирантуре)".