• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

6th ECPR Summer School in Methods and Techniques

6th ECPR Summer School in Methods and Techniques проводилась с 29 июля по 13 августа на Балканах, в миниатюрной столице Словении Любляне, месте настолько же красивом, насколько интересна летняя школа, организуемая факультетом социальных наук при университете Любляны.

Любляна, Словения6th ECPR Summer School in Methods and Techniques проводилась с 29 июля по 13 августа на Балканах, в миниатюрной столице Словении Любляне, месте настолько же красивом, насколько интересна летняя школа, организуемая факультетом социальных наук при университете Любляны. О том, каково это - немного поучиться в Любляне (что, кстати, означает дословно "Любимая"), рассказывают ассоциированные сотрудники ЛССИ Надежда Шилова и Маргарита Фабрикант.


Надежда Шилова
Надежда Шилова
Надежда Шилова: ECPR смогла создать действительно серьезную учебную атмосферу и «уложить» в те две недели, что проводилась школа, целые курсы лекций, которые могли бы быть прочитаны за семестр. Например, выбранный мною основной курс («Experimental methods» by Rebecca Morton (NY University)) был основан на написанной автором книге и был, по сути, прекрасным обзором и глубоким анализом экспериментальных методов, используемых в экономических и политологических исследованиях. Параллельно лекциям шли лабораторные занятия по программированию экономических экспериментов в ZTree, давались домашние задания. По окончании курса каждый мог представить презентацию собственного проекта и обсудить его, получив персональные замечания и дополнения от профессора Мортон.

ECPR одной из задач школы ставила налаживание международных связей между ее участниками, и это также в полной мере удалось. Как формат занятий, так и дополнительные мероприятия, а также выполнение  групповых заданий способствовало новым знакомствам и обсуждению не только своего проекта, но и проектов других участников. Университет Любляны предоставил для школы современные, прекрасно оборудованные помещения, в том числе и для самостоятельных занятий. При желании можно было даже посещать тренажерный зал и бассейн.

Любляна, Словения
Любляна, Словения
Сама Любляна совершенно неожиданно для меня оказалась восхитительным городом, в котором средневековье органично сочетается с модерном и поздним ренессансом, чему город обязан, в большой мере, Йоже Плечнику – архитектору, посвятившему Любляне всю свою жизнь. Любляну невозможно не полюбить. Город прекрасен, как и сама Словения – зеленая страна, окруженная Альпами, с доброжелательным и спортивным народом, называющим обед «косилом», а отель «почивалищем». Огромное спасибо Лаборатории за возможность поучиться на летней школе, которая была действительно замечательной! Школа была прекрасно организована. Кроме собственно занятий, которые, к слову сказать, проводили ведущие специалисты по заявленной теме, организаторы предлагали принять участие в различных мероприятиях, экскурсиях и встречах. В первый раз в жизни я была на настоящем футбольном матче!

 

Маргарита Фабрикант: Летняя школа, организованная в Любляне Европейским консорциумом политических исследований, оправдала не все мои ожидания, а только оптимистические. Вопросы, которые встали передо мной в исследовательском проекте, заставили выбрать достаточно непростой курс по методу временных рядов, с которым я никогда раньше не работала. Знакомые математики пугали сложностью дифференциальных уравнений, да и необходимость параллельно осваивать незнакомую мне программу Stata и разбираться в примерах из области макроэкономики внушала некоторые опасения. Но я решила, что предоставленную мне возможность необходимо использовать в полной мере и освоить метод, который мне действительно необходим и который мне будет трудно изучить самостоятельно.

Университет Любляны, Словения
Университет Любляны, Словения
Как выяснилось, мои опасения были напрасны: на одном из занятий преподаватель даже отметил мою хорошую математическую подготовку. Благодаря увлеченности преподавателя и мотивированности группы (посещаемость была почти стопроцентной, несмотря на хорошую погоду) я смогла понять, что анализ временных рядов – это не только один из методов математической статистики, но и определенный способ мышления. Время – одно из наиболее сложных и туманно-метафорических философских понятий, и помыслить его операционально, с выходом на эмпирические реалии, но при этом не упрощая и не опуская существенного, - задача, для решения которой анализ временных рядов подходит лучше, чем какой-либо иной известный мне метод.

Университет Любляны, Словения
Университет Любляны, Словения
В методике преподавания меня приятно удивили два момента. Во-первых, несмотря на возможные прагматические соображения, нас учили не только стереотипному набору операций, но и их математическому аппарату. Это позволило глубоко понять смысл команд, выполняемых программой, но не позволило увидеть большей части Любляны: выполнение домашнего задания занимало 3-4 часа ежедневно, не считая чтения обязательных материалов к следующей лекции. Во-вторых, возможности конкретного применения метода анализа временных рядов демонстрировались нам не на упрощенных примерах, переходящих из учебника в учебник, а на статьях из ведущих международных журналов – как современной классики, так и опубликованных в этом году. Это позволило мне получить представление о том, какие варианты использования анализа временных рядов способны вызвать наибольший интерес научного сообщества и какой способ презентации результатов исследования соответствует современным требованиям престижных научных журналов. При этом я в очередной раз убедилась в справедливости предложенной М.Полани концепции «личностного знания», которое может передаваться только путем непосредственного общения.

Основное впечатление от школы в целом – атмосфера взаимного уважения и признания сторонников различных методологических ориентаций. Как я и предполагала, битвы между приверженцами количественных и качественных методов в мировой социогуманитаристике уже прекратились, и на повестке дня – «единство, многообразие и взаимодополнение», как было обозначено в названии школы, но никак не взаимное неприятие или игнорирование. На мой взгляд, такое уважение к коллегам и плодам их труда и искреннее желание понять нечто новое и непривычное – необходимая черта подлинного ученого, независимо от его собственных методологических предпочтений.  

Любляна, Словения
Любляна, Словения
Кроме освоения выбранного курса, летняя школа позволила мне установить несколько перспективных контактов с западноевропейскими коллегами, которые работают над близкой мне темой. Мне было приятно отвечать на многочисленные вопросы о ЛССИ: многие из моих собеседников признавались, что в их университетах нет аналогичных проектов с руководителем такого уровня. А на вводной лекции по кросснациональным исследованиям Всемирное Исследование Ценностей фигурировало в качестве эталона. Меня, как ассоциированного сотрудника ЛССИ, это ко многому обязывает и мотивирует. Самообразование в условиях доступности многих академических изданий открывает большие возможности, но оно лишь способствует развитию науки, а профессиональное общение ее создает.