• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первая летняя школа от ЛССИ, как это было…

С 22 августа по 2 сентября 2011 года в пригороде Санкт-Петербурга, Пушкине, прошла первая летняя школа по методологии сравнительных исследований «MultilevelAnalysis in Comparative Studies». Участниками школы стали студенты магистратуры, аспиранты и молодые исследователи из России, Украины, Белоруссии, Израиля, Германии и США.

С 22 августа по 2 сентября 2011 года в пригороде Санкт-Петербурга, Пушкине, прошла первая летняя школа по методологии сравнительных исследований «Multilevel Analysis in Comparative Studies». Участниками школы стали студенты магистратуры, аспиранты и молодые исследователи из России, Украины, Белоруссии, Израиля, Германии и США.


Основной задачей школы было познакомить слушателей с многоуровневым анализом данных. Этой теме было посвящено 3 интенсивных курса, сочетающих в себе теорию и практику и позволяющих вникнуть в суть дела самым подробным образом даже начинающим исследователям. Занятия проходили в первой половине дня, после них следовали рабочие сессии – время, когда исследователи международной сети Лаборатории рассказывали о новых результатах по своим проектам в рамках ЛССИ. По вечерам участники имели возможность посетить лекции специальных гостей школы.


Евгения Быстрова, участник:
 Летняя школа в Пушкине была для меня замечательным событием. Дружественная и непринужденная атмосфера дала уникальную возможность познакомиться со многими талантливыми людьми, сотрудничество с которыми меня очень радует.


Германн Дюльмер
, профессор университета Кельна (Германия) и руководитель Института анализа и архивации данных при этом же университете, прочел вводный курс по многоуровневому анализу в программе HLM (Hierarchical Linear and Nonlinear Modeling). Его курс был удивительно содержателен и в то же время прост для «начинающих пользователей» аналитических моделей. Терпеливо и очень спокойно раз за разом профессор повторял тонкости построения и интерпретации используемых им моделей-примеров, не забывая уделять внимание и теоретическим основаниям подобного моделирования, и техническим моментам работы с незнакомой для большинства участников программой. Кроме того, профессор Дюльмер много внимания на занятиях уделял индивидуальным проектам исследователей-слушателей, помогая желающим подготовить данные для своего анализа, а также выбрать оптимальный способ построения модели с помощью программы HLM. Тем не менее, многое участникам необходимо было делать самостоятельно, например, проинтерпретировать результаты моделирования и дать им содержательное объяснение, а также представить их перед другими слушателями школы.


Кристиан Вельцель
, вице-президент WVS, профессор университета Люнеберга (Германия) и ассоциированный профессор НИУ ВШЭ в С.-Петербурге, познакомил слушателей с базами данных, которые в открытом доступе предоставляет WVS (World Values Survey), охватывающее страны, которые составляют 90% населения земного шара. Эта база данных, возможно, является самым богатым источником информации о ценностных установках в современном мире, но, как и любой обширный набор данных, она весьма сложна для использования без дополнительной подготовки. По этой причине курс профессора Вельцеля помог многим понять системы показателей и переменных, которые используются в WVS, что в свою очередь является одной из основных баз данных для большинства индивидуальных проектов, реализуемых в ЛССИ.


Владмир Козлов, участник:
 Поездка на летнюю школу стала для меня уникальной возможностью лично познакомиться с учеными, ведущими исследования в новой для меня сфере научной деятельности. Большое спасибо лекторам за открытость и искреннюю готовность помочь разобраться в вопросе, организаторам мероприятия за выбор такого замечательного места и проведение школы без накладок. Отдельно хочу поблагодарить преподавателей и участников школы за ценные советы о дальнейшем развития исследования: в результате мне удалось окончательно сформулировать на основе своей идеи четкие гипотезы. 

Третий лектор, Эдуард Понарин, заведующий ЛССИ и профессор НИУ ВШЭ в С.-Петербурге, провел серию вводных практических занятий по работе с R ‑ программой, которая представляет собой мощный аналитический инструмент для анализа данных. Отдельно стоит отметить, что эта программа с открытым кодом, распространяемая бесплатно, фактически является еще и языком программирования. Это означает, что количество ее функций зависит только от навыков и фантазии исследователя. Но в этом же заключается и главная проблема с R – у нее отсутствует, что называется, «user-friendly» интерфейс, какой помогает начинающим пользователям в работе с программой и есть, например у SPSS. По этой причине нужно быть действительно экспертом, чтобы оценить ее удобство и функциональность, что и продемонстрировал в ходе летней школы Эдуард Понарин.

На школе сочетались учебные и рабочие моменты ЛССИ. Так, было заслушано почти30 докладов от участников школы, среди которых 9 были новыми исследовательскими проектами от магистров и аспирантов, претендующих на членство в международной сети ученых ЛССИ. С полным списком докладчиков и тематическим разнообразим рабочих сессий можно ознакомиться по ссылке.


 Все выступления приглашенных лекторов объединяла общая тема - сравнение данных по нескольким странам с использованием аналитических статистических моделей. Так, Яап Дронкерс, руководитель Научно-исследовательского центра по вопросам образования и рынка труда в университете Маастрихта (Голландия), рассказал о своем анализе данных PISA-2006, в частности, данных по образовательным успехам детей-мигрантов и влиянии этнического состава школы на разные показатели. В исследовании учитывались различные эффекты на четырех уровнях: страновом, уровне отдельных образовательных учреждений, ступени обучения и уровне индивидов, всего в выборку попали более 9000 подростков-иммигрантов из 35 стран мира, проживающих в 16 европейских странах. 


Михаил Черныш
, профессор Института Социологии РАН, затронул в своем докладе проблему социальной справедливости в российском обществе. Основное место в дискуссиях о социальной справедливости занимает теория Дж. Роулза, согласно которой этот феномен представляет собой некий институциональный механизм, а само понятие справедливости подразумевает под собой создание таких условий, при которых основные акторы играют по одним и тем же правилам и имеют равные жизненные шансы. При этом социальная справедливость невозможна без контроля со стороны общественности. Альтернативой теории Роулза может служить марксистский взгляд на неравенство, которое трактуется как индикатор классового разделения и эксплуатации. Многие считают, что в России господствует как раз марксистская точка зрения, однако исследования показывают, что россиянам ближе идеи Роулза: они готовы принять неравенство, но считают, что оно нарушает правила честной игры.


Кристиан Вельцель, лектор:
 На мой взгляд, это была очень интенсивная школа с плотно составленной программой. Однако именно по этой причине она была чрезвычайно полезным опытом для всех ее участников, в том числе и лекторов. Меня весьма тронула та увлеченность студентов, которую я встретил на школе. Они действительно хотят учиться и стремятся к общению с целью перенять опыт. Как на занятиях, так и в свободное время, я был постоянно занят, отвечая на вопросы, давая комментарии и обсуждая студенческие проекты - все это очень стиммулирует новые идеи и размышления, научный прогресс. Для меня, как лектора, было очень приятно общаться с такими мотивированными, любопытными и открытыми молодыми людьми.


Заключительную лекцию, которая послужила своеобразным итогом первой летней школы ЛССИ, прочитал Рональд Инглхарт, профессор Мичиганского университета и научный руководитель ЛССИ. Она была посвящена влиянию чувства физической и экономической безопасности человека на его ценности и поведение.  Степень, в которой люди чувствуют себя в безопасности или, наоборот, не в безопасности, имеет значительное влияние на ценности и поведение. В частности, высокий уровень экзистенциальной небезопасности приводит к развитию ксенофобии, а чувство безопасности укрепляет межличностное доверие. Кроме того, в недавних исследованиях была установлена взаимосвязь между подверженностью инфекционным заболеваниям и социо-культурными установками. В уязвимых к инфекциям обществах силен дух коллективизма, но в то же время имеет место низкий уровень поддержки гендерного равенства и высокий уровень ксенофобии. Если же общество мало подвержено инфекционным заболеваниям, то это способствует экономическому росту, что в свою очередь ведет к развитию культуры толерантности и демократии.

 

По итогам первой летней школы от ЛССИ участники и организаторы сходятся во мнении, что этот удачный опыт достоин превращения в традицию. Школа стала ключевым событием для Лаборатории в целом, ведь такой формат обучения способствует не только усвоению большого и структурированного объема информации в сжатые сроки, но и предоставляет время и площадку для академического общения, обмена идеями, поиска научных партнеров и обсуждения совместных проектов. Таким образом, летние школы, в первую очередь предназначенные для интенсивной профессиональной подготовки специалистов, являются эффективным средством создания команды исследователей, работающих с большой отдачей. Следующая же летняя школа ЛССИ запланирована на лето 2012 года и будет посвящена моделированию структурных уравнений.

Шербан Тэнасэ, гость:  Я стал свидетелем настоящего информационного ливня передовых методов статистического анализа, падающего на участников. Лекции профессоров Дюльмера, Вельцеля и Понарина заключали в себе множество полезных практических советов для молодых социологов. Общение за обедом и ужином, вечерние дискуссии и неформальные встречи – все это было очень приятно. И я уверен, что в эти дни, в Пушкине, возникло не одно будущее академическое партнерство. Я с большим нетерпением жду следующей летней школы от ЛССИ!

Подробнее ознакомиться с итогами прошедшей школы можно по ссылкегде представлены: программа школы, презентации участников школы, отчеты о прогрессе в работе и новые заявки на исследования, а также выложены лекции профессоров, читавших учебные курсы и вечерние лекции (для скачивания дополнительных материалов требуется регистрация на сайте).