• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Исламские мигранты в России, Европе и Америке»

15 декабря 2011 года в рамках конференции «Исламские мигранты в России, Европе и Америке», организованной ЛССИ (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге, с лекциями выступили известные политологи — Марк Тесслер и Кеннет Коллман. Это первый визит экспертов в Россию, где они представили результаты своих последних исследований, состоялся в рамках сотрудничества ученых с НИУ ВШЭ.

15 декабря 2011 года в рамках конференции «Исламские мигранты в России, Европе и Америке», организованной ЛССИ (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге, с лекциями выступили известные политологи — Марк Тесслер и Кеннет Коллман. Это первый визит экспертов в Россию, где они представили результаты своих последних исследований, состоялся в рамках сотрудничества ученых с НИУ ВШЭ.

Кеннет КоллманЛекция Кеннета Коллмана, профессора и ведущего политолога Мичиганского Университета, по теме «Изучение мусульман в Европе».

Профессор Коллман и его коллеги провели серию исследований мусульманских мигрантов в Лондоне (и Манчестере), Мадриде и Берлине в 2004 и 2010 годах. Пилотажный этап исследования проходил в этих в этих городах в 2004 году. В каждом городе использовалась разная схема построения выборки, так как на тот момент у исследователей не было четкого понимания того, как найти подходящих респондентов. Кроме того, в данной серии опросов применялись два опросных метода: в городах Британии опрос проводился методом телефонного интервью, а в Мадриде и Берлине использовался метод личного интервью. На пилотажной стадии исследования использовались, как качественные, так и количественные подходы. В Лондоне было проведено 141 телефонное интервью с мигрантами из Бангладеш. В Мадриде было собрано 235 интервью с выходцами из Марокко, а в Берлине опросили 235 мигрантов из Турции. При глубинных интервью, проводимых в Мадриде и Берлине, использовалось разделение интервьюеров по полу: интервьюеры-женщины опрашивали респондентов-женщин, а мужчины – мужчин. Таким образом, как считают исследователи, можно было достичь наиболее адекватных ответов от респондентов. Профессор Коллман отметил, что опросы, проведенные в качестве пилотажной стадии проекта, не могут расцениваться как части межстранового исследования, так как для каждой страны использовались разные методы формирования выборки и разные методы опроса.

По сравнению с исследовательским инструментарием, который был использован при проведении исследования в 2004 году, новая анкета, использованная в исследовании 2010 года, стала короче и более формализованной.  Анкета состояла из 6 основных секций, включавших вопросы из социально-демографического блока, вопросы о самоидентификации, политических установках, иммиграционном опыте и опыте участия в социологических опросах. Также, в 2010 году использовались другие методы построения выборки. Так, например, при формировании выборки в опросе марокканских мигрантов в Мадриде использовался метод случайных маршрутов. Немало проблем возникало у исследователей при опросе данных групп населения. Например, в Мадриде возникла коммуникационная проблема, связанная с различиями в диалекте, на котором изъясняются марокканские мигранты и языком интервьюеров. Профессор Коллман отметил, что каждый исследователь должен принимать во внимание тот факт, что определенные слова имеют разное значение в разных языках.

Одной из главных исследовательских задач профессора Коллмана и его коллег был сравнительный анализ мигрантов в США и Европе. По данным ранее проведенных исследований, религия является фактором, помогающим христианским мигрантам обжиться в США. Исследовательский вопрос звучит как: «Является ли религия барьером для мигрантов в Европе?». Вопросы, включенные в анкету затрагивали систему верований и систематичность религиозных практик мигрантов в стране, куда они приехали.

По результатам исследования был сделан вывод, что религия влияет на жизненные стратегии людей. Чем сильнее религиозные установки респондента, тем менее вероятно, что он будет чувствовать себя как дома в стране-реципиенте.  Также выяснилось, что ответы респондентов варьируются по полу. Например, женщины реже посещают мечети, чем мужчины. Было выявлено небольшое, но значимое влияние уровня религиозности и оценки степени дискриминации в стране по отношению к мигрантам на ощущение «себя дома» в стране пребывания.  Кроме того, небольшой эффект религиозности респондента на восприятие степени дискриминации по отношению к мигрантам. Кроме того, было выявлено, что религия имеет наименьшее значение в Германии и наибольшее значение в Великобритании.

Марк ТесслерПрофессор и проректор по международному сотрудничеству Мичиганского университета Марк Тесслер прочитал публичную лекцию на тему: «Чего хотят обычные граждане арабских стран: светской демократии или демократии с исламом?»

Как утверждает Марк Тесслер, недавняя революция в арабском мире делает очевидным тот факт, что рядовые граждане мусульманских стран Ближнего Востока обеспокоены тем, как управляются их общества и имеют твердые убеждения по этому поводу. Они пытаются взять на себя ответственность за свои общества, наметить собственный курс и определить свою судьбу. Поэтому они хотят видеть ответственные правительства и для большинства демократия имеет центральное значение. Основной вопрос, возникающий перед исследователями – что склоняет людей отдавать исламу важную роль в политическом процессе.

Марк Тесслер исследовал 14 арабских государств. Он использует данные двух волн Арабского Барометра (2006 и 2011 годы) с выборкой около 25000 респондентов. Согласно полученным результатам, 36.6% арабов предпочитают демократию с исламом, 47.8% - светскую демократию, 8.2% хотели бы жить в странах со светским авторитарным режимом, 7.4%  - в режиме исламского авторитаризма. Поддержка демократии выше в первой волне (41%), чем во второй (33%). Предпочтения исламской демократии также снизились.

В качестве факторов, объясняющих отношение людей к роли ислама в политическом процессе Марк Тесслер выделяет оценку политического режима, культурные ценности и уровень образования.  Под культурными ценностями в данном случае понимается отношение людей к равенству полов. По результатам исследования, люди с более традиционными ценностями с большей вероятностью предпочитают, чтобы исламу отводилась важная роль в политическом процессе. Люди склонны предпочитать исламское правительство, если они живут в исламских режимах. Мужчины и женщины старшего возраста в светских странах, таких как Египет и Тунис, предпочитают исламскую демократию. Кроме того, чем выше уровень образования у людей, тем в меньшей степени они поддерживают демократические политические режимы. Низким уровнем образования объясняется, в частности, поддержка демократии людьми старшего возраста в светских странах.

Марк Тесслер подчеркнул, что это предварительные результаты его работы. Он планирует предпринять следующие шаги для развития проекта: провести отдельный анализ по каждой стране, построить двухуровневые модели для выявления условных эффектов страны и времени, протестировать дополнительные гипотезы на индивидуальном уровне, включить в анализ новые переменные (уровень толерантности, экономическую ситуацию, уровень гражданской активности и т.д.) и расширить базу данных, включив неарабские государства.