История и методология сравнительных межстрановых социальных исследований
24 марта 2011 г. состоялся второй методологический семинар ЛССИ, на котором выступила Андреенкова Анна Владимировна, канд.пол.наук., зам. директора CESSI – Института сравнительных социальных исследований, директор Европейского социального исследования в России.
24 марта 2011 г. состоялся второй методологический семинар ЛССИ, на котором выступила Андреенкова Анна Владимировна, канд.пол.наук., зам. директора CESSI – Института сравнительных социальных исследований, директор Европейского социального исследования в России.
Анна Владимировна начала свой доклад «История и методология сравнительных межстрановых социальных исследований» с уточнения поля сравнительных исследований. Было отмечено, что речь идет о сравнении крупных социальных единиц (чаще всего – стран) путем сбора эмпирических данных с помощью метода массового опроса. Сравнительные исследования можно классифицировать по количеству стран (региональные, всемирные) и по количеству временных рядов.
Существенный рост интереса к сравнительным проектам произошел в США в послевоенные годы (40-е годы ХХ века), поскольку именно на этот период пришелся бум развития структур, занимающихся массовыми опросами. США одними из первых осознали, насколько важно изучать общественное мнение других стран по наиболее важным проблемам. Примечательно, что первое сравнительное исследование, проведенное Соединенными Штатами в 1947 г., было посвящено изучению мнений о стратегических бомбардировках США во время Второй мировой войны.
Однако в 50-е годы ХХ века происходит осознание различных проблем, связанных с проведением сравнительных проектов: задача оказалась сложнее, чем казалось на первый взгляд, поэтому заинтересованность в таких исследованиях падает.
Но уже в 60-70-ее годы, в связи с активным развитием методологии массовых опросов,внимание к сравнительным исследованиям снова увеличивается. Именно в этот период было проведено исследование «Установки населения по отношению к объединенной Европе», включавшеена тот момент шесть стран, которое впоследствии «выросло» в знаменитый «Евробарометр».
В 80-90-ее годы начинается систематическая работа по разработке и усовершенствованию методологии сравнительных исследований. В этот же период в СССР происходит развитие массовых опросов на случайных выборках, возрастает интерес к сравнительным исследованиям, в связи с чем увеличивается их финансирование. Активно перенимается опыт зарубежных стран.
По окончании лекции был задан закономерный вопрос: «Куда все-таки движутся сравнительные исследования?» Анна Владимировна выделила несколько наиболее значимых, с ее точки зрения, пунктов. Во-первых, сейчас наблюдается общая тенденция к расширению открытости и доступности сравнительных проектов и их процедур, но в то же время из-за этого они становятся более «неповоротливыми» и длительными. Во-вторых, происходит усложнение исследований и методов сбора данных. В-третьих, организация проектов становится более демократичной и интернациональной, все больше стран включаются в выборку. В-четвертых, увеличивается качество собираемых данных. В-пятых, острее ощущается проблема перевода и адаптации инструментов. И в-шестых, эквивалентность выборок становится особенно важной: ошибка выборки всегда имеет место, но пусть она будет одинаковой у всех стран или других изучаемых социальных групп.
После доклада был высказан ряд вопросов и замечаний. В частности, главный научный сотрудник ЛССИ, профессор кафедры экономической социологии факультета социологии НИУ ВШЭ Леонид Янович Косалс отметил две возможные мотивации проведения сравнительных исследований: управленческая проблема (осведомленность о реакции на действия одной страны других государств, как в случае с исследованием США о стратегических бомбардировках) и проблема самоидентификации и включения в международное сообщество (после развала СССР и обрушения железного занавеса нашей стране важно понять, какое место она занимает на международной арене, каковы ее слабые и сильные стороны с точки зрения других государств).