• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ислам и национализм в Волго-Уральском регионе

На первом в этом учебном году регулярном семинаре ЛССИ, прошедшем 15 сентября, с докладом о промежуточных результатах исследования национализма и религиозности в Волго-Уральском регионе на примере Татарстана и Башкортастана Эдуард Понарин и Кирилл Жирков. Семинар прошел в С.-Петербурге, с московскими коллегами была организована видео-конференция.

На первом в этом учебном году регулярном семинаре ЛССИ, прошедшем 15 сентября, с докладом о промежуточных результатах исследования национализма и религиозности в Волго-Уральском регионе на примере Татарстана и Башкортастана Эдуард Понарин и Кирилл Жирков. Семинар прошел в С.-Петербурге, с московскими коллегами была организована видео-конференция.

Эдуард Понарин
Эдуард Понарин

Были сначала представлены теоретические основания данного исследования, а затем и предварительные результаты. По итогам работы на данный момент можно сказать, что в мусульманских странах национализм сокращается с 50-х гг. прошлого века, поскольку не удалось, во-первых, достичь геополитической победы в противостоянии с Западом и Израилем, а во-вторых, обеспечить лучшие условия и качество жизни внутри страны. В связи с этим на смену национализму приходит пост-националистический исламизм. Из чего следуют две гипотезы, очевидные для исследователей: во-первых, несостоятельность национализма в мусульманских обществах приводит к его (частичной) замене исламистской идеологией и, во-вторых,пост-националистический исламизм не остается в рамках этнических и национальных границ.

Взаимосвязь ислама и национализма эмпирически была проанализирована на примере Татарстана и Башкортостана (вся выборка состояла из четырех групп, в каждой примерно по 400 человек). Факторный анализ показал сильное различие между «этническим» и «политическим» национализмом. В число индикаторов первого типа входят, например, самоидентификация респондента с его этнической группой, чувство гордости за собственную этническую группу и пр. «Политический» национализм оценивался через степень важности для респондента наличия права у республики на собственную конституцию, наличия собственных законов, отличных от федеральных, и пр. Кроме того, в ходе анализа было выявлено, что в зависимости от группы (татары в Татарстане, татары в Башкортостане, башкиры в Башкортостане, русские в обеих республиках) набор индикаторов религиозности (регулярные молитвы, отношение к женщинам, носящим хиджаб и пр.) будет различным.

Осенью 2011 г. ожидается новый опросный этап, который, вероятно, повлечет за собой новые интересные результаты.

Кирилл Жирков Рональд Инглхарт Кристиан Вельцель и Юлия Зеликова

 

Фотографии: Татьяна Чернова