Антикапитализм в посткоммунистических странах
29 сентября с докладом "Антикапитализм в посткоммунистических странах" выступила Юлия Зеликова, научный сотрудник ЛССИ. В своем исследовании Юлия предпринимает попытку объяснить, почему люди из посткоммунистических стран более негативно относятся к капитализму, а также объяснить разницу в приверженности капитализму между различными посткоммунистическими странами.
Anticapitalism |
В исследовании использовались данные World Values Survey по 24 посткоммунистическим странам. Был сконструирован индекс антикапитализма на основе трех переменных. Первая переменная показывает, предпочитают ли люди увеличение частной или государственной собственности на предприятия. Вторая переменная измеряет установки людей по отношению к конкуренции. Третья переменная демонстрирует, кто, по мнению людей, должен нести ответственность за их жизнь. Было обнаружено, что посткоммунистические страны в среднем отличаются от других по индексу антикапитализма.
Чтобы объяснить это различие в антикапиталистических настроениях, Юлия обратилась к теории Люка Болтански о духе капитализма. Согласно Болтански, капитализм является довольно абсурдной системой во многих смыслах. В обществе должен присутствовать дух капитализма, который бы делал капитализм привлекательным в газах людей. Юля сконструировала индекс духа капитализма. Он объясняет 42% дисперсии антикапиталистических настроений в посткоммунистических обществах. Возможно, существуют другие факторы, объясняющие распространение антикапиталистических настроений, например, предыдущий исторический опыт стран. По результатам анализа, только вхождение в состав СССР является значимой переменной, влияющей на антикапиталистические настроения.
Сравнение двух моделей показывает, что антикапиталистические настроения более сильны в бывших советских республиках, чем в других посткоммунистических странах при равных значениях индекса капиталистического духа.
Возникает вопрос, что общего, объясняющего меньшую приверженность капитализму, есть у Восточных и Центральных европейских стран. У Юлии Зеликовой есть две гипотезы, которые еще должны быть проверены. Первая заключается в том, что начало развитие капитализма в этих странах совпало с борьбой за национальное освобождение, поскольку все современные восточноевропейские страны входили в состав империй. Процессы либерализации и формирования новых национальных государств сопровождались ростом националистических настроений в форме национального самоопределения и закрытия обществ. Это препятствовало развитию модернизации. Вторая Мировая война прервала процесс модернизации в этом регионе. После войны все страны Восточной и Центральной Европы попали под влияние СССР. Советская модель модернизации сдерживала развитие национализма. Это была модернизация особого типа, не связанная с развитием капиталистических отношений. После коллапса коммунистической системы дискурс либерального и открытого общества стал популярным в этих странах, но лишь частично соотносился с реальностью. В ответ на этот дискурс уровни национализма и религиозности начали возрастать, что помешало развитию приверженности капитализму.
Вторая идея заключается в том, что восточноевропейские страны постоянно находились в сфере политических интересов развитых стран. Модернизация в этих странах была принудительной и встретила сопротивление.