Формирование государства и светско-рациональные ценности
20 октября на регулярном семинаре ЛССИ с докладом «Формирование государства и светско-рациональные ценности» выступил научный сотрудник ЛССИ Роберто Фоа.
20 октября на регулярном семинаре ЛССИ с докладом «Формирование государства и светско-рациональные ценности» выступил Роберто Фоа (научный сотрудник ЛССИ).
Роберто Фоа показывает наличие прямой взаимосвязи между светско-рациональными и эмансипационными ценностями (1995-2005). Под светско-рациональными ценностями понимается уровень религиозности, под эмансипационными - ценности самовыражения (индекс социальных свобод, права женщин и социальных меньшинств). В большинстве Евразийских государств хорошо развиты оба типа ценностей. В исламских странах плохо развиты и светско-религиозные, и эмансипационные ценности.
Мировые государства различаются по древности своей истории. Государства с наиболее богатой историей сконцентрированы в Евразийской зоне (цепь цивилизаций начинается с Китая, проходит через Индию, Персию, Турцию и завершается в Европе). С помощью метода частной корреляции показано, что почти во всех странах с долгой историей государства (от Франции и Швеции до Китая, Кореи и Японии) в то же время лучше развиты светские ценности
Что такое светский рационализм? Согласно Чарльзу Тейлору, светский рационализм – это не просто отсутствие духовности, а самостоятельная и независимая система взглядов, включающая материализм (ничего не существует кроме материи), эмпиризм (правдой является только то, что можно наблюдать) и результативность (средства-цель, издержки-выгоды). Высшей ступенью светского рационализма является позитивизм.
Существуют несколько концепций исторического происхождения светского рационализма. Сторонники концепции «предложения» связывают развитие светско-рациональных ценностей недостатком конкуренции в религиозной среде. По мнению Роберто, однако, эта концепция применима только к США. Другие авторы объясняют появление светско-рациональных ценностей экономическим процветанием и материальной безопасностью, появлением капитализма и промышленной революцией, а также переходом к протестантизму и реформации. Эти объяснения лишь отчасти объясняют развитие светского рационализма. Возникают вопросы: откуда религиозные диссиденты получали поддержку и является ли светский рационализм единственным возможным результатом?
Механизмы, связывающие формирование государства и светского рационализма, состоят в следующем:
- прямой конфликт между появляющимся государством и религиозными структурами из-за монополии на легитимность,
- роль государства в спонсировании нерелигиозных центров знания,
- социализация населения в светскую идеологию как предпосылка бюрократического рекрутирования,
- государства как рационализирующие агенты своих прав с целью превращения их обществ в легитимные,
- государства как средства порядка и человеческой безопасности, снижающие важность религиозную веру в повседневной жизни.
Рост числа университетов (1200-1800) тесно связан с образованием ранних европейских государств. Университеты основывались на королевские гранты, в них пропагандировались светско-рациональные ценности (в противовес религиозным), но даже университеты, появившиеся на добровольной основе, существовали для того чтобы студенты могли получить степень в юриспруденции, стать судьями и бюрократами. Таким образом, государство сыграло свою роль в рационализации реальности. В наибольшей степени светско-рациональные ценности формировались у тех, кто изучал право (к их числу принадлежат Коперник, Декарт, Маркс, большинство лидеров французской революции).
При рассмотрении светского рационализма за пределами Европы нельзя забывать о Китае, где светский рационализм был особенно развит. Изначально в Китае существовало много религиозных культур (буддисты, даосисты, евреи, христиане). Однако с приходом династии Тан был введен экзамен по конфуцианству для тех, кто хочет попасть на государственную службу (за 20 тыс. мест боролся 1 млн. кандидатов). Те, кому не удавалось сдать, тем не менее также воспринимали конфуцианские ценности. Многие из них стали учеными, учителями или служащими, что привело к распространению конфуцианства. По своей сути конфуцианство является светской религией.
В исламских государствах светский рационализм не получил распространения по историческим причинам. Изначально в пост-монгольских странах существовали предпосылки секуляризма (появился отдельный светский закон, имел место конфликт между светской и духовной элитами). Однако не возникла связь между образовательными институтами и государством, а потому светские ценности не распространялись среди населения. Постепенно в пост-монгольских государствах произошло возрождение религиозных ценностей (ресакрализация). Сейчас во многих из этих стран секуляризм восстановлен как официальная идеология.
Один из комментариев состоял в том, что в докладе светский рационализм рассматривается как объективный критерий – европейское понятие применяется по отношению к другим культурам. Например, в Японии не развиты светские ценности в европейском смысле. Роберто Фоа согласен с тем, что светский рационализм – многомерное понятие, и в большей степени применим к европейской культуре. Однако, с его точки зрения, его определение не носит узко-европейский смысл и может быть применимо и к другим культурам. Например, конфуцианство в большой степени отражает светско-рациональные ценности.