Благополучие нестандартно занятых работников в России
27 октября на регулярном семинаре ЛССИ с докладом на тему "Благополучие нестандартно занятых работников в России" выступили заместитель директора ЛССИ Татьяна Карабчук и стажер-исследователь ЛССИ Марина Никитина.
27 октября на регулярном семинаре ЛССИ с докладом на тему "Благополучие нестандартно занятых работников в России" выступили заместитель директора ЛССИ Татьяна Карабчук и стажер-исследователь ЛССИ Марина Никтина.
Под стандартной занятостью понимают работу полный рабочий день по постоянному контракту. Различают различные формы нестандартной занятости: временная (по срочному контракту, договору-подряду или на основе устной договоренности), неформальная (работа без письменного контракта), неполная (менее 30 часов в неделю) и вторичная (дополнительная работа).
Нестандартная занятость стала распространеннее после развала СССР. Стандартная занятость обеспечивает стабильность, в то время как нестандартную занятость часто связывают с более низкой заработной платой, недостатком социальных гарантий, с низко квалифицированной работой и так далее. Таким образом, можно предположить, что тип занятости влияет на социальное благополучие.
Основной целью проекта является выявление влияния типа занятости на удовлетворенность жизнью и социальное благополучие и сопоставление стран по этим аспектам.
Татьяна и Марина показали, что профили временной и неполной занятости достаточно стабильны во времени, однако распространенность этих типов занятости существенно различается по странам. Лидерами временной занятости являются Испания, Польша и Португалия, лидерами неполной занятости – Нидерланды, Швейцария и Великобритания.
В России уровень непостоянной занятости растет, а уровень неполной занятости более-менее стабилен (согласно данным Росстата за 1992-2007 гг.)
Для эмпирического анализа Татьяна и Марина выбрали базу данных РМЭЗ, где возможно выделить неполно занятых, случайно занятых (не имеют постоянной работы, но имеют разовые заработки), неформально занятых и вторично занятых. Типичные портреты разных типов нестандартно занятых отличаются друг от друга.
Можно выделить как минимум четыре группы факторов нестандартной занятности: изменения в производстве, институциональный контекст, факторы спроса и предложения труда. Для оценки роли различных факторов Татьяна и Марина использовали пробит регрессию. Они построили отдельные модели для случайной и неслучайной, неполной и полной, неформальной и формальной, вторичной и основной форм занятости. Такие факторы, как пол, возраст, уровень образования и семейное положение не всегда одинаково влияют на вероятный тип занятости.
Что касается субъективного благополучия, экономически неактивное население меньше всего удовлетворено своим здоровьем, тогда как безработные меньше всего довольны жизнью. Кроме того, Татьяна и Марина с помощью пробит регрессии измерили влияние неформальной занятости на удовлетворенность жизнью и субъективную оценку здоровья (в сравнении с социально-демографическими и социально-экономическими характеристиками). В большинстве случаев нестандартная занятость отрицательно связана с субъективным благополучием, за исключением того, что случайная занятость положительно влияет на субъективную оценку здоровья.
Основная идея будущего проекта – выявление межстрановых различий во влиянии типа занятости на социальное благополучие. К сожалению, данные Всемирного исследования ценностей позволяют выделить лишь полностью и не полностью занятых. В базе данных Всемирного исследования ценностей можно выделить следующие индикаторы социального благополучия: счастье, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность работой, удовлетворенность финансовым положением семьи и субъективную оценку здоровья. Исследователи показали предварительную статистику по трем из данных индикаторов (счастье, удовлетворенность жизнью, здоровье), в том числе различия между полностью и не полностью занятыми.
Во время обсуждения поднимались вопросы методологии исследования. Например, Кристиан Вельцель высказал предположение, что характер работы и характеристики рабочего места могут также оказывать влияние на социальное благополучие. Татьяна ответила, что данные аспекты безусловно важны, но не являются фокусом текущего исследовательского проекта, однако она подумает об их включении.