• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опрос мигрантов Подмосковья

3 ноября 2011 года на регулярном семинаре с докладом на тему «Опрос мигрантов Подмосковья» выступил научный сотрудник ЛССИ Евгений Варшавер.

3 ноября 2011 года на регулярном семинаре с докладом на тему «Опрос мигрантов Подмосковья» выступил научный сотрудник ЛССИ Евгений Варшавер.

Исследование Евгения и его коллег является частью большого проекта по изучению миграционных процессов, которым руководит профессор НИУ ВШЭ Даниил Александров. На данном этапе Евгений занимается опросом мигрантов, чьи дети учатся в школах в Московской области. В фокусе данного этапа проекта образовательный выбор, дети мигрантов в многонациональных школах, а также пространственная организация образовательных систем.

Опрос родителей – мигрантов позволяет подойти к решению двух важных проблем изучения миграции – составления выборки и проведения опроса. Таким способом представляется возможным охватить взрослых мигрантов, сравнить различные типы мигрантов как между собой, так и с местным населением по их поведенческим и ценностным характеристикам.

Евгений и его коллеги уже провели пилотный опрос, в ходе которого было охвачено четыре школы в Развилке, Воскресенском, Королеве и Щербинке, 18 классов (две подготовительные группы, восемь первых классов, восемь вторых классов) и 318 родителей-мигрантов. Помимо этого было проведено наблюдение в 17 подмосковных школах и 34 интервью с родителями-мигрантами. При этом, анкета была составлена таким образом, что из нее не было понятно, что в целью исследования являлось изучение миграции.

Одна из задач пилотного проекта состояла в выборе правильной методологии, для чего исследователи провели эксперимент в ходе пилотного исследования. Классы были разделены группы, в которых опрос был проведен по-разному: во время родительского собрания; дома при условии, что «один из родителей заполнит анкету»; дома при условии, что «только отец заполнит анкету»; дома при условии, что «оба родителя заполнят анкету». Оказалось, что лучше, чтобы родители заполняли анкету дома, так как в этом случае отец с большей вероятностью ответит на вопросы анкеты. Кроме того, результативность опроса повышается, когда учитель способствует проведению опроса и вкладывает в анкету записку с просьбой о заполнении.

Респонденты были разделены на четыре категории: местные русские, русские мигранты, нерусские мигранты из России и нерусские мигранты из стран бывшего СССР. Эти категории сравнивались по уровню образования, по планам на будущее, по поддержанию контактов с людьми, не живущими в России, по оказанию помощи родителей, по социальному капиталу и религиозности.

Евгений и его коллеги планируют провести более масштабное исследование. Они намерены опросить родителей школьников при помощи учителей, заинтересованных в проведении опроса. Также исследователи планируют включить вопросы по ценностям, чтобы результаты можно было сравнить с данными World Values Survey.

Презентация доклада