Никакие, даже самые умные книги не смогут рассказать столько о людях, сколько расскажут о себе сами люди
Егор Лазарев, младший научный сотрудник ЛССИ, с рассказом о новом этапе полевого исследования на Северном Кавказе, предварительные итоги которого были представлены 20 июня 2011 года на международной конференции "Собственность в России: концепции и институты в прошлом и настоящем".
Егор Лазарев, младший научный сотрудник ЛССИ, с рассказом о новом этапе полевого исследования на Северном Кавказе, предварительные итоги которого были представлены 20 июня 2011 года на международной конференции "Собственность в России: концепции и институты в прошлом и настоящем". Организаторы конференции Российская экономическая школа и Президентский центр Б.Н. Ельцина.
Первый раз на полевом исследовании на Северном Кавказе я побывал осенью 2010 года, когда отправился изучать формальные и неформальные институты на местных выборах в Республике Дагестан. В результате этой поездки я понял простую, в общем-то, вещь – никакие, даже самые умные книги не смогут рассказать столько о феноменах социального мира, сколько сами люди, которые эти феномены формируют и которые с ними живут. Выбор объекта исследования в моем случае был обусловлен тем, что интересующие меня политические практики на Северном Кавказе проявляются гораздо более выпукло, чем например, в остальной России. Борьба кланов, этнических и религиозных групп, параллельное существование различных норм, регулирующих социальные отношения – все это делает политические процессы на Северном Кавказе великолепным эмпирическим материалом для проверки гипотез о соотношении разных феноменов социального мира.
Новый этап полевого исследования на Кавказе проходил в мае 2011 года и охватывал уже не только Дагестан, но и Чеченскую Республику, а также Северную Осетию. Основной целью поездки был сбор данных по этническому составу сел в Дагестане, поэтому именно в этой республике я провел большую часть времени. За неполные две неделе в Дагестане мне удалось собрать данные по этническому составу всех сел и районов республики, данные по земельным отношениям, которые на Северном Кавказе являются основным источником конфликтов, а также большой объем этнографического материала. Я побывал в Махачкале, Хасавюрте, Кизляре, нескольких равнинных и горных селах, пару дней прожил в селе Новолакское на границе с Чечней. Для более глубокого понимания процессов, происходящих в Республике, мною была проведена серия интервью с политиками, журналистами и представителями академического мира.
| ||
Дагестанский пастух. Фото flickr.com |
Наиболее интересными результатами, к которым я пришел в результате анализа собранных данных, являются, во-первых, то, что в этнически смешанных селах конкуренция на выборах значительно ниже, чем в однородных, что противоречит общепринятым догмам социальных наук, а во-вторых, что насилие на Северном Кавказе в значительной степени зависит от перераспределения земли – основного ресурса любого аграрного общества. Этот вывод также является совсем не банальным – большинство экспертов и наблюдателей объясняют насилие в регионе либо апеллируя к бедности и безработице, либо с помощью размытых концептов вроде «горячего кавказского менталитета», либо вообще в духе конспирологических теорий геополитики.
После Дагестана я отправился в Чеченскую Республику, что позволило получить замечательный контраст в исследовании. Пересечение границы между Дагестаном и Чечней во многом напоминает переезд через границу между Ленинградской областью и Финляндией – сразу становится на порядок чище. Однако кроме обочин дорог, в Чечне полностью вычищено и политическое поле – в отличие от Дагестана, с его политическим плюрализмом и сложными конфигурациями властных отношений, в Чечне все и вся подчинено Рамзану Кадырову и все на нем держится. В отсутствие политики, свое время в Чечне я посвятил изучению историй обычных людей - жизни семей во времена сталинской депортации, а также двух войн.
| ||
Северная Осетия. Фото kavkaz-uzel.ru |
Последним пунктом моей поездки стала Республика Северная Осетия-Алания, где меня интересовал вопрос соотношения этнического и религиозного факторов в конфликтной идентичности. Так получилось, что мой приезд совпал с резким обострением этой проблематики – во Владикавказе на религиозной почве был убит народный поэт Осетии Шамиль Джикаев. В этом убийстве проявилась серьезнейшая проблема радикализации ислама в Северной Осетии, которую до последнего времени старались не замечать. Исторически так сложилось, что большая часть осетин являются православными, однако около трети населения исповедует ислам. Долгое время это разделение не играло никакой роли, поскольку сглаживалось традиционной осетинской культурой, опирающейся на собственную уникальную религию, а впоследствии также советским влиянием. Однако в постсоветский период, тяжелые социально-экономические условия и постепенная атомизация общества привели к кристаллизации религиозного самосознания и его проявлении в конфликтной идентичности. Кроме неформальных интервью на похоронах поэта, на которых собралась вся осетинская элита, во Владикавказе мне удалось очень содержательно поговорить с Артуром Цуциевым – ведущим специалистом по этнической политике на Кавказе, представившему широкую перспективу общественных отношений в регионе.
Помимо богатого научного материала, который мне удалось собрать на Северном Кавказе, моя поездка, безусловно, также запомнилась удивительно теплым, радушным приемом во всех местах, где мне удалось побывать.
Егор Лазарев