• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по экономике миграции и денежным переводам

С 1 по 5 августа в Алмате, Казахстан, прошла летняя школа "Migration and Remittances in Central Asia: Theoretical Aspects and Empirical Research", организованная Регенсбурским институтом изучения Восточной Европы при поддержке фонда Фольксваген. Рассказывает о своей поездке Евгений Варшавер.

С 1 по 5 августа 2011 г. в Алмате, Казахстан, прошла летняя школа"Migration and Remittances in Central Asia: Theoretical Aspects and Empirical Research", организованная Регенсбурским институтом изучения Восточной Европы при поддержке фонда Фольксваген. Рассказывает о своей поездке Евгений Варшавер.

По замыслу организаторов целью мероприятия было способствовать созданию исследовательской сети или, другими словами, буквально перезнакомить между собой всех тех, кто так или иначе связан с тематикой миграции и представляет среднеазиатский регион, и, конечно, помочь им наладить общение. Это обусловило и форматы работы на школе: часть времени участники слушали лекции, часть времени – представляли собственные проекты и обсуждали проекты друг друга, часть времени – в режиме симуляции – создавали исследовательские дизайны, завязанные на миграции и денежных переводах в регионе.

Был достаточно жесткий конкурсный отбор - только 1\3 заявок была одобрена. Как рассказал Юрген Йергер, глава исследовательской группы и основной лектор школы, было множество заявок, по своему содержанию - цифры по миграции в регионе и предложения, что с этим со всем делать. В результате, ребята, которых отобрали на школу, в основном, представляли регион лишь номинально. Большая их часть учится или работает за границей, чаще всего в Германии, лишь трое участников - в Средней Азии. Причем двое из них представляли ЦИОМ Алматы и в своем докладе рассказали об основах выборочных методик ЦИОМа, потому что их исследование нелегальной миграции, как всегда проведенное по формуле"catch a migrant, question a migrant, let a migrant go", было проблематично именно в этом отношении.

Лекционный формат был разделен на 4 темы. Впрочем, обо всем по порядку.

Юрген Йергер читал введение в исследования миграции и в исследования денежных переводов. Для меня было очень интересно и важно послушать экономиста-мигрантоведа, и профессор последовательно рассказал про классические экономические подходы к изучению миграции на индивидуальном уровне и на уровне рынков труда, вплоть до новой экономики миграции, отличительной особенностью которой является упор на домохозяйства. В своей лекции про денежные переводы профессор сделал упор на исключительно экономические проблематизации в отношении того, чем вызваны переводы и чем они оборачиваются на уровне домохозяйств и национальных рынков.

Члены исследовательской группы рассказывали об исследовании, которое они проводили в Казахстане и Таджикистане (Юрген Йергер, Барбара Дитц и Ксения Гацкова). Отдельно они останавливались на дизайне исследования, выборке и предварительных результатах по четырем большим городам: Алмата, Астана, Павлодар и Караганда. Таджикистан - это вторая волна исследования, поэтому о таджиках речи не шло.

Алишер Алдашев, специалист по статистическому анализу, в течение трех лекций представлял возможности софта STATA. Это единственный курс лекций, не связанный напрямую с миграцией.

Елена Садовская
Елена Садовская

И, наконец, рассказы об актуальных исследованиях. В эту категорию попали я и Елена Садовская, исследователь и профессор Алматинского университета, которая подробно рассказала про обстоятельства среднеазиатской миграции между странами, внутри стран, а также в Россию. Ее выступление было наиболее информативным для меня. 

Моя лекция также вызвала живой интерес у аудитории, при этом вопросы были трех типов: людей интересовали детали уже проведенных исследований, например, идеяvisible minority и способ ее анкетной операционализации (на эту тему даже шутки пошли – аудиторию попросили вынести стол для кофе брейка в формулировке "we need two strong men", встали двое молодых людей, один из них, щупловатый, добавил: "visibly strong"), детали методологического эксперимента, который я в основном и представлял, а также мое мнение по насущным проблемам: язык в школе и семье, инкорпорация и проч. Йергер отметил, что немецкий опыт говорит о том, что интеграционные процессы стоит начинать уже в детском саду, поскольку если язык можно выучить идеально, то культурная матрица - это вещь, которая передается с большим трудом и усилием. И хотя язык в такого рода вопросах идет первым, вторым и третьим номером на повестке дня, политика должна касаться самых ранних ступеней образования. 

Темы докладов участников варьировались от описания собственных эмпирических исследований (Эркинбек Камалов и Азита Ранджбар), до комментариев на статистические показатели по странам (Джафар Усманов, Аида Алимбекова). Самым удачным с точки зрения дизайна, в то же время одним из самых простых, был доклад из Ирана по результатам исследования в рамках gender studies, в котором рассказывалось о проблемах и лишениях таджикских женщин, мужья которых большую часть времени проводят в России. Другим примером хорошего доклада было исследование Джафара Усманова из Душанбе, где он сделал выкладки по денежным переводам в и из Таджикистана, и предложил некоторую аналитику на этот счет. 

Помимо лекций и докладов была организована двухсерийная симуляция создания исследовательского плана миграции в Средней Азии. В целом, это школа была полезна, во-первых, как погружение в дискурс международных исследований миграции, а во-вторых, в рамках построения исследовательских сетей в Средней Азии.

Текст и фотографии Евгений Варшавер