Счастье в России: 1981-2012
Доклад Кристиана Вельцеля в Фонде Егора Гайдара
Первого октября Фонд Егора Гайдара начал серию публичных дискуссий о ценностях российского населения. С тех пор, как Россия включилась в международные социологические обследования, было установлено, что структура ценностей россиян значительно отличается от таковой в других странах – как развитых, так и развивающихся. Чем порождены выявленные различия? Возможно ли повлиять на ценности жителей России? Как эти ценности связаны с политическим, экономическим и социальным климатом в стране? Ведущие социологи, психологи и экономисты, занимающиеся изучением ценностей, обсудили соответствующие вопросы в ходе заседания "Гайдар-клуба".
На основе обширного массива социологических данных, полученных в рамках масштабного проекта «Всемирное исследование ценностей» (World Value Survey; WVS), профессор Лаборатории сравнительных социальных исследований Кристиан Вельцель восстановил динамику уровня счастья в России за последние три десятилетия. Согласно исследованию проф. Вельцеля, в результате разрушения социалистической системы субъективное благополучие российского населения значительно снизилось на протяжении 1990-х гг. В последние годы ситуация изменилась, однако начавшийся рост уровня субъективного благополучия является пока достаточно медленным.
Для богатых стран характерен более высокий уровень субъективного благополучия по сравнению с бедными. Однако даже в относительно сытом 1982 г. по уровню субъективного благополучия и удовлетворённости жизнью Россия уступала более низкой, чем у значительно более бедных стран, таких как Нигерия или Индия, - что, вкупе с растущей смертностью от алкоголизма и снижающейся ожидаемой продолжительность жизни, недвусмысленно свидетельствовало о надвигающемся социальном кризисе. После распада Советского Союза уровень субъективного благополучия российского населения упал до предельно низкой отметки, достигнув минимума в 1995 г., когда подавляющее большинство россиян назвали себя несчастными или разочарованными в своей жизни в целом. С 2000 г. наблюдается тренд на восстановление, однако даже в 2011 г. уровень счастья в России не достиг показателей 1981 г.
Динамика уровня счастья в различных возрастных когортах является неоднородной. Данные показывают, что уровень счастья в старших, успевших пожить в СССР когортах, после снижения в 90-х больше не рос. Российская молодежь оказалось более приспособленной к современным реалиям; поэтому уровень счастья среди представителей младших возрастных групп растёт вслед за ростом российской экономики.
Высокий уровень счастья в стране не только является следствием устойчивого экономического развития, но также и способствует последнему, так как способствует формированию благоприятной социальной атмосферы и росту социального капитала. Поэтому низкий уровень субъективного благополучия в России является серьезным вызовом политике модернизации и требует пристального влияния со стороны руководства страны. В ходе дискуссии, однако, было отмечено, что согласно результатам ряда отечественных исследований уровень счастья в стране значительно выше, чем показывают данные проф. Вельцеля. Подобное расхождение в результатах может быть вызвано несовпадением методик измерения различных показателей, использующихся для расчета индексов субъективного благополучия и счастья.