• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертая летняя школа ЛССИ: как это было

Краткий обзор наиболее интересных событий минувшей школы

На прошлой неделе завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Участники школы провели две недели в Зеленогорске, курортном городке на берегу Финского залива неподалеку от Санкт-Петербурга, изучая разнообразные методы работы с категориальными данными под руководством Жака Хагенаарса и его ассистента Жужи Бакк. В программу школы были также включены дополнительные факультативные курсы, которые читали Рональд Инглхарт, Ханс-Дитер Клингеманн и Кирилл Жирков.

В ходе школы участники успешно освоили сложные статистические техники. В последний день некоторые слушатели представили результаты своих мини-исследований, проведенных в рамках практических занятий по курсу профессора Хагенаарса. Модели, построенные участниками, получили высокую оценку со стороны профессора, который похвалил студентов за трудолюбие и усердие в освоении новых методов анализа.

В рамках летней школы прошла также очередная отчетная сессия международной исследовательской сети ЛССИ, в ходе которой участники сети рассказывали о новых результатах своих научных проектов. В напряженной программе школы нашлось место и для культурной программы. Традиционным развлечением участников стали волейбольные баталии, и на волейбольной площадке каждый вечер собиралось не меньше людей, чем на утренних лекциях. Многим также запомнилась экскурсия по Петербургу и окрестностям, организованная в выходные: даже те участники, которые приехали в северную столицу не в первый раз, с удовольствием осматривали достопримечательности и набирались сил перед новой неделей.

Подводя итоги школы, мы хотели бы поблагодарить всех ее участников, как слушателей, так и преподавателей! Надеемся, что у Вас остались самые лучшие впечатления от прошедшего мероприятия, и ждем Вас в следующем году на очередной летней школе ЛССИ. Мы также приглашаем на школу 2015 года всех, кто хотел бы освоить самые современные методы анализа данных и получить консультации выдающихся ученых для развития собственных исследовательских проектов.

Отзывы участников о школе

  • Анна Кулькова, стажер-исследователь, лаборатория политических исследований ВШЭ

«Тема летней школе ЛССИ отлично соотносится с моими исследовательскими интересами. Я изучаю взаимосвязь между религиозностью и политической активностью. Обе эти переменные являются латентными, то есть не могут быть измерены напрямую, так как представляют собой комплексные характеристики. И латентно-классовый анализ, детали которого мы скрупулезно разбирали на протяжении двух недель, мне, конечно, очень нужен для получения интересных результатов. Например, неожиданно внутри российского общества проявился латентный класс «бабушек» — группы женщин среднего возраста, которые регулярно голосуют на выборах, а также сравнительно регулярно посещают церковь. Это пока только предварительные результаты, которые, однако, интригуют и заставляют «копать» глубже».

  • Чиа Лью, PhD-студент, Центр демографических исследований в Барселоне

«Мое PhD-исследование о женщинах — главах домохозяйств как новом тренде в латиноамериканских семьях. Мы уже собрали значительный массив данных, опросив несколько тысяч человек в трех странах Латинской Америки. Большая часть вопросов в наших анкетах относится к категории номинальных, и я планирую в самое ближайшее время опробовать на них некоторые из метод, который мы изучали на занятиях профессора Хагенаарса».

  • Ольга Гаспарян, младший научный сотрудник, Лаборатория политических исследований ВШЭ

«Я участвую в проекте по изучению взаимосвязи общественных ожиданий и политических предпочтений в демократических и гибридных режимах. Возможность представить его на школе и получить обратную связь от коллег и преподавателей, среди которых были такие известныеисследователи как Ханс-Дитер Клингеманн и Рональд Инглхарт — для меня большая удача.Благодаря их  советам, в моей работе наметился новый векторисследования— изучение не государства, а отдельных партий и их политических программ как основы для определения «политических предпочтений».

  • Дмитро Хуткий, научный сотрудник, Киевский международный институт социологии (Украина)

«Эта школа —часть уникальной системы коучинга младших исследователей ведущими учеными в области методологии социологических исследований, которую ЛССИ внедряет уже на протяжении нескольких лет. Для меня это уже вторая школа. Многие из советов и рекомендаций, полученных мною на прошлой школе, посвященной методам анализа в пакетеMplus, я успел опробовать в своем проекте опроактивной ориентации и индивидуальном активизме. Его результаты я представлял несколько дней назад на XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Иокогаме».

  • Татьяна Заитова, старший социолог Аналитического центра Видео Интернешнл

«В настоящее время я работаю над новым проектом, направленным на изучение особенностей взаимного влияния медиа и личности в модернизирующемся обществе. Жизнь современного человека подвергается медиатизации – новые технологии захватывают человека в максимальном количестве социальных миров, радикально трансформируя социальные институты, структуру человеческих отношений, модели поведения и т.д. На данном этапе работы я планирую исследовать влияние различных форм медиа на особенности медиаповедения личности с использованием латентно-классового и многоуровневого факторного анализа. Летняя школа ЛССИ создает условия для профессионального развития ученых со всего мира в сфере сравнительных количественных методов, которые необходимы в ходе анализа социальных процессов. Во-первых, это уникальная возможность посещения лекций и общения с ведущими учеными – Рональдом Инглхартом, Хансом-Дитером Клингеманном, Жаком Хагенаарсом. Во-вторых, презентации исследовательских проектов коллег, дискуссии и рекомендации позволили мне определить дальнейшее направление и этапы исследования. В-третьих, летняя школа ЛССИ – это насыщенная не только научно-образовательная, но и культурная программа.

Участие в Летней школе ЛССИ дали мне импульс и вдохновение для дальнейшей исследовательской работы и углубления знаний в сфере сравнительных методов анализа. 
Спасибо ЛССИ за эту уникальную возможность!»