• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Связан ли индивидуальный социальный капитал с реализацией предпринимательских намерений?

Выступление Александра Татарко на регулярном семинаре ЛССИ

24 апреля состоялся очередной регулярный семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований. С докладом на тему «Связан ли индивидуальный социальный капитал с реализацией предпринимательских намерений?» выступил Александр Татарко (Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований НИУ ВШЭ; ведущий научный сотрудник).  Рецензентом доклада стала Анна Алмакаева  (старший научный сотрудник ЛССИ).

В исследовании Александра рассматривается связь между индивидуальным социальным капиталом и предпринимательским поведением. Концептуальной базой исследования является теория планируемого поведения Эйзена и Фишбейна. Докладчик предположил, что чем большим индивидуальным социальным капиталом обладает человек (дружеские, семейные связи, даже друзья в социальных сетях), тем больше усилий он способен предпринять для того, чтобы открыть собственный бизнес. Однако связь между индивидуальным социальным капиталом и предпринимательским поведением не является прямой. В качестве переменных, опосредующих эту связь,  выступают  поведенческие установки, воспринимаемый поведенческий контроль и воспринимаемые нормы.

Обследование было проведено в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах и имело три волны. Все опрошенные были условно разделены на две большие группы. В первой оказались те респонденты, которые намеревались открыть свой бизнес (269 человек), во второй – респонденты, не имеющие подобного намерения (270 человек). Респонденты из первой группы заполнили специальный опросник. В него вошли вопросы, измеряющие  индивидуальный социальный капитал (готовность семьи и друзей помочь при возникновении различных проблем, количество друзей, частота контактов с родственниками, включенность в деятельность различных организаций), поведенческие установки, воспринимаемый контроль, субъективные нормы, намерения открыть собственный бизнес, а также реальную предпринимательскую активность.

Исследование показало, что помощь, которую могут предоставить друзья, и участие в деятельности организаций, усиливают предрасположенность к открытию частного бизнеса и повышают оценку воспринимаемого контроля. Установки и воспринимаемый контроль предсказывают намерение открыть собственный бизнес, которое в свою очередь обуславливает реальные предпринимательские шаги. Результаты повторного опроса, проведенного год спустя, показали, что перейти от намерений к действиям и открыть свой бизнес чаще удавалось тем респондентам, у которых индивидуальный социальный капитал был выше. 

подготовила Степаненко Татьяна