• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажировка в Колумбийском университете

Заметка Маргариты Фабрикант

Маргарита Фабрикант (ассоциированный сотрудник ЛССИ) недавно вернулась из четырехмесячной стажировки в Колумбийском университете, одном из ведущих мировых исследовательских и образовательных центров, расположенном в Нью-Йорке, США. Она любезно согласилась подготовить для нашего сайта заметку, в которой рассказала о своих впечатлениях, полученных во время поездки в Америку.

Мои приключения начались намного раньше самой стажировки. О возможности получить поддержку Национального центра российских и евразийских исследований, спонсируемого Корпорацией Карнеги, я узнала только за девять дней до дедлайна. Поэтому все необходимое для подачи заявки готовила по вечерам после сессий апрельского семинара ЛССИ, а рекомендательные письма получила уже в аэропорту и выслала за несколько часов до дедлайна и буквально за несколько минут до посадки на рейс! На собеседование в Киев летала на один день – единственный свободный день между двумя командировками. Конкурс был жестким: один из победителей отбора этого года прошел только с четвертого раза. Мне повезло больше, и после трехдневной оргсессии в Вашингтоне, где координаторы стипендиальной программы посвятили новых участников в организационные и бытовые детали (почти все попали в США впервые), я приехала в выбранный мной университет – Колумбийский университет в Нью-Йорке.

Первое, что можно посоветовать участникам таких программ, - при выборе университета ориентироваться прежде всего на специфику исследований в вашей области и лишь затем смотреть на статус или местоположение. Мне повезло и с первым, и со вторым, и с третьим, поскольку моим наставником на время стажировки согласился стать профессор Института Гарримана при Колумбийском университете Ричард Уортман – один из самых цитируемых специалистов  в мире по истории Российской империи, с которым я познакомилась на конференции Германского исторического института в Москве. Благодаря профессору Уортману я, несмотря на мою интровертированность, смогла не только поработать в библиотеке, которая в Колумбийском университете легко позволяла найти абсолютно все, что нужно, но и пообщаться с более опытными коллегами. Участники постоянно действующего семинара профессора Уортмана (в рамках которого мне представилась возможность рассказать о своём исследовании) произвели на меня сильное впечатление как своим критическим подходом к обсуждению содержания различных докладов, так и искренней доброжелательностью, а также осведомленностью по моей – достаточно специфической – теме.  Прославленный исследователь национализма профессор Александр Мотыль не только разрешил мне посещать свой курс по советологии и постсоветологии, но и дал интервью для академической социальной сети H-Nationalism.

Готовясь к поездке, я подала заявки на четыре конференции и неожиданно для себя была приглашена на все из них. С 27 февраля по 1 марта я участвовала в Ежегодной конференции Хэвингхерст-центра российских и постсоветских исследований Университета Майами, которая в этом году была посвящена исследованиям справедливости. Дискуссант моего доклада, принстонский профессор Сергей Ушакин, убеждал меня придать моему исследованию националистических представлений о справедливости более антропологический характер, что ему отчасти удалось. Конференция «Россия в теории», прошедшая в Университете Пенсильвании 7 марта 2014 года, была посвящена обсуждению различных нюансов эмпирических исследований российской и русской идентичности. В моем докладе рассматривался вопрос о представленности российской идентичности в социальном воображении Беларуси, Украины и Литвы. На конференции по восточноевропейским и европейским массовым движениям, состоявшейся 28 марта в Ратгерском университете. участников интересовали не столько методы, сколько объяснительные модели. В своем выступлении я попыталась модифицировать теорию М. Хроха таким образом, чтобы она учитывала не только прямые политические, но и косвенные социальные последствия деятельности националистических массовых движений. А за день до нее я впервые выступала с докладом дистанционно по скайпу: такой формат позволил мне, несмотря на однократную визу и восьмичасовую разницу во времени, участвовать в конференции Европейского университета в Санкт-Петербурге, посвященной 400-летию Дома Романовых. Самая крупная конференция пришлась на предпоследнюю неделю моей стажировки. В Конвенции Ассоциации исследований национальностей, которая ежегодно проводится в Институте Гарримана и куда я давно мечтала попасть, я участвовала в двух ролях: 29 апреля, на второй день конференции, я председательствовала в секции по культуре и национальной идентичности  в России, а на следующий день на секции по исторической памяти представила вместе с коллегой из Миннесоты доклад по оспариваемому средневековому историческому наследию в современных восточноевропейских националистических нарративах.  Меня поразило количество участников, пришедших на обе сессии – в пятницу и в субботу секция начиналась в 9.00! – и качество их комментариев. В очередной раз убедилась, что изучение национализма – не только популярное, но и очень непростое занятие.

В целом Колумбийский университет запомнился мне как место, где постоянно происходит что-то значимое. Из всех многочисленных открытых мероприятий, которые я успела посетить, мне больше всего запомнились панельная дискуссия об условиях экономического роста с участием Дарона Асемоглу из Массачусетского технологического института и открытые лекции профессора Университета Пенсильвании Петера Холквиста о системных либералах поздней Российской империи и бывшего председателя Национального банка Израиля Джейкоба Френкеля – о мегатрендах современной экономики. Переполненные аудитории и очереди к микрофону из желающих задать вопрос докладчику наглядно продемонстрировали, что такое загадочная «академическая атмосфера» в университетской повседневности.
На фоне насыщенной академической программы сам Нью-Йорк показался на удивление спокойным и уютным. Как оказалось, в нем есть не только небоскребы, хотя их тоже вполне достаточно, но и «теплые» кирпичные дома, и цветущие после необычно холодной зимы деревья, и самое захватывающее место вне кампуса – Метрополитен-музей.  И даже нью-йоркское метро оказалось совсем не таким страшным, как рассказывают: за все время ежедневных поездок в кампус и назад – полтора часа в одну сторону – никто ни разу не помещал мне читать.
Теперь, когда стажировка закончена, осталось еще раз поблагодарить организаторов программы за превосходную организацию, а Колумбийский университет – за гостеприимство, – и доработать тексты докладов конференций до публикаций в журналах, а материалы проведенного исследования – до книги. И, конечно, готовиться к новым академическим поездкам!