• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Национализм и капитализм в Восточной и Западной Европе

Выступление Юлии Зеликовой на регулярном семинаре ЛССИ

23 октября 2014 года на регулярном семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований выступила Юлия Зеликова (научный сотрудник ЛССИ), представившая доклад на тему «Национализм и капитализм в Восточной и Западной Европе».

Каковы идеологические и социальные источники националистических взглядов? Связаны ли национализм и нетолератность с отрицательным отношением к демократии или антикапиталистическими взглядами? Являются ли социальные группы, наиболее пострадавшие от последствий рыночных реформ, наиболее нетолерантными в посткоммунистических странах? Чтобы ответить на эти вопросы, Юлия обратилась к материалам социологических опросов, проведенных в восемнадцати европейских государствах в рамках пятой волны глобального проекта «Всемирное исследование ценностей».

Она отдельно проанализировала данные по Восточной и Западной Европе. Причиной для выбора такой исследовательской стратегии стали следующие соображения. В Восточной Европе переход к демократии и рыночной экономике после полувекового периода функционирования социалистической системы случился лишь недавно; практически во всех посткоммунистических странах демократический транзит сопровождался и ростом этнической напряженности. В некоторых странах, например, в Югославии, даже начались масштабные вооруженные столкновения на национальной почве. Таким образом, Восточная Европа представляет собой интересный случай, позволяющий проследить, как связаны между собой национализм, нетолерантность и отношение к капитализму и демократии. Изучение данных по Западной Европе, в свою очередь, позволяет проверить, являются ли закономерности, характерные для посткоммунистических обществ, универсальными, или же они во многом определяются уникальным историческим опытом стран данного региона.

Эмпирический анализ с применением моделирования структурными уравнениями показал, что в странах, входивших раньше в социалистический блок, националистические и нетолерантные взгляды действительно чаще разделяются теми людьми, кто недоволен функционированием рыночной экономики. Следует отметить, что подобные респонденты, как правило, имеют низкий социально-экономический статус. Вместе с тем, вопреки теоретическим ожиданиям, отрицательная связь между поддержкой демократии и этнической нетолерантностью отсутствует. Таким образом, для респондентов из Восточной Европы отвержение рынка или поддержка националистических лозунгов вовсе не обязательно влечет за собой неприятие политической демократии.

Эти результаты во многом согласуются с существующими теориями национализма. Националистическое чувство локтя, почти что физически осязаемое «мы», обретаемое в идее нации, является средством, которое позволяет многим преодолеть социальную дезинтеграцию, вызванную ломкой социалистической системы и необходимостью приспосабливаться к жизни по новым правилам. Распад привычного социального уклада и сопровождающее его снижение уровня жизни, таким образом, приводят к формированию новой коллективной идентичности, скрепляемой националистическими лозунгами и нетерпимостью по отношению к чужакам. Другим следствием этого процесса является принципиальное отвержение новой, капиталистической модели экономических отношений.

Вместе с тем, национализм не всегда сопряжен с антикапиталистическими убеждениями. В этом отношении показательны различия между западной и восточной частью Европы. Как было показано, в посткоммунистических обществах Восточной Европы низшие классы общества скептически относятся к капиталистической системе. Они приветствуют государственное вмешательство в экономику и вместе с тем демонстрируют высокий уровень этнической нетерпимости и приверженность националистическим идеям. Для жителей Западной Европы капитализм и национализм не являются несовместимыми понятиями. Напротив, у граждан западноевропейских государств националистические установки и сильно коррелирующая с ними нетолерантность зачастую сопряжены с поддержкой свободного рынка и идеи государства-«ночного сторожа».

подготовила Софья Лопатина