• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с профессором Херманном Дюльмером

Еще немного о летней школе ЛССИ

На завершившейся недавно Третьей летней школе ЛССИ Херманн Дюльмер, известный немецкий социолог, возглавляющий Архив данных по социальным наукам в GESIS – Институте социальных наук им. Лейбница, читал основной курс по многоуровневому конфирматорному факторному анализу и многоуровневому моделированию структурными уравнениями. Мы публикуем интервью с профессором Дюльмером, в котором он рассказывает о своих впечатлениях от школы и ее участников.

А.Д.: Профессор Дюльмер, пожалуйста, расскажите о своих впечатлениях от Летней школы ЛССИ. 

Х.Д.: Я думаю, что минувшая летняя школа была очень хорошо организована. В методологической концепции летних школ ЛССИ прослеживается чёткая логика: на первой школе, состоявшейся в 2011 году, изучался многоуровневый регрессионный анализ, на второй – моделирование структурными уравнениями, а в этом году – многоуровневое моделирование структурными уравнениями. Это современный метод анализа данных, который интегрирует последние достижения в области статистики и привлекает всё большее внимание учёных, занимающихся сравнительными исследованиями.

Кроме того, значительная часть времени на школе была посвящена выступлениям участников с последующим коллективным обсуждением представленных докладов. Как правило, обсуждение было детальным и конструктивным, направленным на улучшение рассматриваемого исследования и на поиск способов устранения имеющихся недостатков. По моему мнению, в этом и состоит главная задача подобных дискуссий. Я также убеждён, что многие работы из числа представленных на школе заслуживают публикации в престижных международных журналах.

Наконец, следует отметить, что предусмотренные организаторами внеклассные мероприятия, такие как экскурсии, спортивные игры и различные командные конкурсы, оказались очень кстати и поспособствовали установлению дружелюбной и комфортной для всех слушателей атмосферы.

А.Д.: Понравилось ли Вам преподавать на школе?

Х.Д.: Да, конечно. Общее впечатление от всех летних школ, на которых я вел занятия - это запредельная мотивация участников, их безудержное стремление к совершенствованию своих знаний и постижению чего-то нового. Часто у них есть чёткое понимание теории, и они хотят лучше освоить статистические приёмы, чтобы соответствовать постоянно усложняющимся методологическим требованиям к исследованиям в сфере социальных наук. Именно это в конечном счете и становится залогом глубокого понимания изучаемого предмета и, следовательно,  новых научных достижений.

А.Д.:   Какие вещи было сложнее всего объяснить участникам? Довольны ли Вы их работой и результатами?

Х.Д.: В принципе, я не считаю, что существуют темы, которые труднее объяснить, чем какие-либо другие. Другое дело, что всегда имеет место некоторая неоднородность знаний студентов. Однако это можно исправить во время практических занятий. В этом отношении мне на школе очень помог мой ассистент, Кирилл Жирков. В конце курса у участников была возможность представить свои первые структурные модели. Было приятно видеть, что они справились со своей задачей. Так что, в общем, я очень доволен прогрессом слушателей школы.

А.Д.: Как Вы оцениваете уровень проектов, представленных в рамках отчётной конференции международной исследовательской сети ЛССИ?

Х.Д.: Выступления участников были посвящены самым различным темам – от социальных и культурных изменений до политической социологии. Кроме отчётных докладов в программу были включены и презентации новых проектов. Поскольку темы некоторых докладов совпадали со сферой моих собственных исследований, мне было очень интересно ознакомиться с результатами, полученными их авторами. Я уверен, что возможность обсудить свои и чужие работы в рамках летней школы будет стимулировать более тесное сотрудничество между участниками, например, в форме выполнения совместных проектов, что в итоге укрепит исследовательскую сеть ЛССИ.

А.Д.: Как бы Вы охарактеризовали уровень организации школы? Удалось ли организаторам создать продуктивную атмосферу?

Х.Д.: На этот вопрос определённо следует ответить «да»!

А.Д.: Профессор Дюльмер, большое спасибо за Ваши ответы.

беседовал Алексей Доманов