• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Новости

Итоги летней школы ЛССИ - 2013

Интервью с Эдуардом Понариным

На прошлой неделе в Зеленогорске завершилась Третья летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ «Многоуровневый факторный анализ и многоуровневое моделирование структурными уравнениями». Участниками школы стали более сорока молодых исследователей из России, СНГ и ряда европейских стран. Программа школы включала в себя не только курсы по методам статистического анализа, но и гостевые лекции известных зарубежных социологов, посвященные как теоретическим, так и прикладным аспектам изучения социальных процессов. Кроме того, в рамках школы состоялась очередная отчетная конференция международной исследовательской сети ЛССИ, в которой приняли участие штатные и ассоциированные сотрудники лаборатории.

Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований, поделился своими впечатлениями от прошедшей школы.

- Эдуард Дмитриевич, как вы в целом оцениваете прошедшую школу, каковы ваши общие впечатления?

По моему мнению, школа прошла успешно; курс Херманна Дюльмера оказался очень интересным и полезным. Два года назад, когда профессор Дюльмер читал курс по многоуровневому регрессионному анализу в рамках первой летней школы ЛССИ «Многоуровневый анализ в сравнительных исследованиях», участникам пришлось нелегко: они не были должным образом подготовлены для работы со сложными техниками статистического анализа. Я могу с удовлетворением отметить, что за два года штатные и ассоциированные сотрудники Лаборатории проделали большую работу и смогли овладеть основами такого непростого метода, как моделирование структурными уравнениями, который значительно сложнее обычного многоуровневого регрессионного анализа.

В тоже время не обошлось и без разочарований. Качество докладов некоторых исследователей Лаборатории, представленных во время школы в рамках отчетной конференции ЛССИ, было весьма низким, хотя общий уровень выступающих был достойным. Несмотря на это, я хочу подчеркнуть, что в целом у меня остались самые приятные впечатления. Минувшая летняя школа в очередной раз доказала,  что исследовательская сеть Лаборатории объединяет талантливых исследователей со всего света, которые с удовольствием делятся опытом друг с другом.  

Как Вы можете оценить качество докладов новых участников?

Участники, подававшие заявки на вступление в исследовательскую сеть Лаборатории, были хорошо мотивированы; их презентации оказались весьма интересными. Степень проработанности новых проектов была различной, однако и слушатели школы, и эксперты принимали активное участие в обсуждении путей совершенствования представленных исследований. Я надеюсь, что отзывы и советы, полученные во время школы, помогут авторам этих проектов в их дальнейшей работе.

В программе школы помимо занятий и презентаций исследовательских проектов также были запланированы и  гостевые лекции зарубежных ученых. Расскажите, пожалуйста, немного о содержании этих лекций.

Франческо Саррацино (Национальный институт статистики и экономических исследований) выступил с тремя лекциями на разные темы, которые составили своеобразный мини-курс. Его выступление на тему измерения счастья показалось мне очень интересным – Франческо является настоящим экспертом в этом вопросе. Недавно он опубликовал книгу по данной тематике, в которой, кстати, в качестве аффилиации указал именно нашу Лабораторию. Вторая лекция Франческо была посвящена способам визуальной подачи результатов анализа, полученных в Stata, с помощью текстового редактора LaTeX. Не менее полезным был и третий его доклад о работе с пропущенными данными. Малина Войку (GESIS – Институт социальных исследований им. Лейбница) выступила с гостевой лекцией на тему гендерных установок в Европе. Ее исследование еще не опубликовано, но я уверен, что это будет очень сильная статья. Богдан Войку (Румынская академия наук) рассказал о результатах своего проекта по изучению особенностей интеграции высококвалифицированных мигрантов в принимающих обществах. Как правило, в исследованиях, посвященных миграции, больше внимания уделяется низкоквалифицированным мигрантам. Богдан в своей работе восполняет этот пробел.

Если оценивать прошедшую школу с точки зрения ваших ожиданий перед её началом, как бы вы могли охарактеризовать, как все в итоге прошло? Лучше или хуже, чем ожидалось?

Как я уже говорил, меня неприятно удивило, что уровень некоторых докладов наших сотрудников был не таким высоким, как хотелось бы. Но в остальном я могу сказать, что школа прошла успешно, как я того и ожидал.

Минувшая летняя школа завершила своеобразный трехлетний цикл школ ЛССИ, посвященных изучению многоуровневого анализа и структурных уравнений.  Что станет темой школы следующего года?

Мы еще обсуждаем этот вопрос. У нас была предварительная договоренность с Робертом Андерсоном, профессором Университета МакГилла. Мы планировали, что он будет читать курс по интеллектуальному анализу данных (data mining) в R, а также способам визуализации его результатов. К сожалению, оказалось, что он не сможет приехать на школу. Так как окончательное решение о том, кто будет ведущим лектором на следующей школе, нами пока не принято, я бы не хотел рассказывать о том, какие кандидатуры мы рассматриваем.

Что же, пусть интрига пока сохранится. Большое спасибо Вам за интервью!

беседовала Екатерина Туранова