• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ. День 4

Заметка Алексея Доманова

Четвёртый день летней школы ЛССИ был посвящён практическим занятиям – как в рамках курса по многоуровневому структурному моделированию, так и в рамках факультатива по LaTeX. О том, что ещё интересного произошло сегодня на школе – заметка Алексея Доманова.

В расписании основного курса школы на четверг был запланирован практикум, посвященный подтверждающему факторному анализу. Практическое занятие потребовало серьёзных усилий, причём не только от самих участников школы, но и от их компьютеров. По мере того, как усложнялись модели, увеличивалось время, затрачиваемое на вычисления, и в конце концов слушателям не осталось ничего иного, кроме как оставить свои ноутбуки работать на время перерыва. И это, как продемострировал далее Херманн Дюльмер, были еще не самые изощрённые модели, которые может оценить Mplus!

Повышенная сложность упражнений привела к тому, что все работали над заданиями вместе и старались помогать тем, у кого что-то не получалось. Это способствовало установлению теплой дружественной атмосферы, позволившей участникам узнать больше о проектах друг друга и обменяться опытом использования новых методов. Даже перерыв прошёл в разговорах о моделях, теориях, публикациях и прочих вещах, составляющих важный элемент повседневной жизни современных учёных.

После обеда началась очередная секция отчётной конференции международной исследовательской сети ЛССИ. Первой выступила Анна Алмакаева (ЛССИ, Москва), представившая свой новый проект «Доверие, осторожность и расширение человеческих возможностей». В рамках данного исследования она обращается к проблеме различения между концептами доверия и осторожности, а также фокусируется на эмпирических различиях между людьми, которые действительно доверяют другим, и теми, кто «доверяет с осторожностью». Кроме того, в ходе своего выступления Анна предложила новый инструмент для измерения генерализованного доверия.

Доклад Госи Миколайчак (Центр изучения предрассудков при факультете психологии Варшавского университета) «Религиозность и ценности, поддерживающие гендерный статус-кво» был посвящён взаимосвязи сексизма, религиозности и ценностей. Основываясь на том, что существуют не только негативные, но и позитивные предрассудки в отношении женщин, она выделила две разновидности сексизма: «враждебный» и «благожелательный». В своём новом проекте Гося намерена проанализировать связь между религиозной практикой и благожелательным сексизмом с одной стороны и между внутренней религиозностью и враждебным сексизмом - с другой. При этом она предполагает, что в первом случае может иметь место опосредующее воздействие ценностей консерватизма (по Шварцу), а во втором – ценностей самопреодоления (self-transcendence).

Наконец, Анна Широканова (Белорусский государственный университет) выступила с новым междисциплинарным проектом «Религия как самый лучший менеджер: влияние религиозной этики на трудовую этику». Анна развивает классическую тему взаимосвязи между религией и трудом, поднятую еще Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», и исследует, как ислам влияет на отношение своих приверженцев к трудовой деятельности. В своём докладе она представила операционализацию понятия «исламской трудовой этики» и первые результаты эмпирического анализа с использованием данных «Всемирного исследования ценностей».

После конференции началось организационное собрание ЛССИ, в ходе которого штатные сотрудники обсудили планы дальнейшего развития лаборатории. Затем состоялось очередное занятие по курсу "LATEX для специалистов в области социальных наук". Кроме того, Кирилл Жирков, как и раньше, не жалел своего свободного времени на разъяснение различных аспектов многоуровневого факторного анализа для всех желающих. Вечером участники школы воспользовались возможностью сходить в русскую баню или прогуляться к Финскому заливу.

подготовил Алексей Доманов