• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модернизация, ценности и счастье: Россия и мир

Доклад Эдуарда Понарина на заседании Социологического клуба IABS/Russia

26 ноября на очередном заседании Социологического клуба IABS/Russia с докладом на тему «Модернизация, ценности и счастье: Россия и мир» выступил Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ. Наталья Соболева подготовила краткое резюме доклада для сайта ЛССИ.

Исследование Эдуарда Дмитриевича основывается на концепции модернизации Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля, в соответствии с которой экономическое развитие ведет к росту экономической и физической безопасности, что в свою очередь повышает значение свободы и демократических институтов для индивидов. На протяжении большей части истории человечества главной заботой людей было обеспечение пропитания, и экономического неравенства практически не существовало. Только в аграрных обществах различия между элитами и массами стали явными, и это привело к уменьшению сферы личной свободы. Индустриализация и рост экзистенциальной защищённости способствовали переходу от традиционных к секулярно-рациональным ценностям. Второй этап модернизации, продолжающийся и сегодня, связан с переходом от ценностей выживания к ценностям самовыражения. По мере удовлетворения базовых материальных потребностей общества становятся более открытыми, толерантными, увеличивается межличностное доверие, развиваются демократические институты.

Согласно данным, полученным в ходе опросов «Всемирного исследования ценностей», приверженность секулярно-рациональным ценностям и ценностям самовыражения в конкретных странах связана с ростом ВВП и различается в зависимости от культурной зоны. Наиболее модернизированными являются протестантские страны Европы; в наименьшей степени культурные изменения затронули страны Африки и Южной Азии. На постсоветском пространстве преобладают ценности выживания, тогда как секулярно-рациональные ценности распространены не столь широко. В Латинской Америке распространены как традиционные ценности, так и ценности самовыражения.

Субъективное благополучие растет с увеличением ВВП на душу населения. Тем не менее, здесь обнаруживается такая же взаимосвязь, как и в случае с формированием ценностей. Вначале рост носит более стремительный характер, но после удовлетворения базовых потребностей дальнейший рост ВВП ведет лишь к очень незначительному увеличению благополучия. При этом рост безопасности ведет к расширению свободы выбора, которую люди начинают ценить не меньше денег. В свою очередь, расширение свободы выбора повышает уровень счастья. В постсоветских странах субъективное благополучие ниже, чем можно было бы предположить, исходя из уровня ВВП на душу населения. Для жителей Латинской Америки, напротив, характерен относительно высокий уровень субъективного благополучия.

«Всемирное исследование ценностей» позволяет проследить динамику ценностных изменений в различных обществах за период с 1981 по 2011 годы. В частности, было установлено, что в большинстве стран в последние десятилетия наблюдается сдвиг в сторону ценностей самовыражения и секулярно-рациональных ценностей. Однако имеется ряд исключений, самым значительным из которых является Россия, где сегодня намного сильнее выражены традиционные ценности. Кроме того, в нашей стране также произошел некоторый сдвиг в сторону ценностей выживания. Смещение в сторону традиционных ценностей наблюдается и в посткоммунистической Европе, Латинской Америке и Африке.

Тем не менее, в России субъективное благополучие все же связано с ВВП на душу населения. При этом с 1991 по 2011 годы уменьшение доли счастливых несколько опережает снижение подушевого ВВП. Кроме того в России сильны межпоколенческие различия по субъективному благополучию. Развал СССР «навечно» снизил уровень счастья среди представителей старшего (советского) поколения россиян, в то время как субъективное благополучие младших когорт, лучше приспособленных к новым условиям, растёт пропорционально росту экономики.

После презентации участники дискуссии обсудили различные методологические аспекты «Всемирного исследования ценностей». Во-первых, было отмечено, что счастье может пониматься по-разному различными людьми в различных странах. Однако в данном исследовании речь идёт прежде всего о восприятии счастья населением в целом. Кроме того, была высказана точка зрения, что «Всемирное исследование ценностей» прежде всего ориентировано на западные культуры и в полной мере не учитывает специфику восточных стран (например, Японии). Япония, хотя и является развитой страной, значительно отличается по ценностям от западной Европы и США. Тем не менее, по мнению Эдуарда Дмитриевича, хотя культурная специфика всегда будет иметь значение, всё же ценностный переход носит универсальный характер. «Всемирное исследование ценностей» как раз и позволяет выявить, на каком этапе модернизации находится та или иная страна.

подготовила Наталья Соболева

 Стенограмма выступления