• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эволюционная модернизация и культурные изменения

Научный руководитель ЛССИ профессор Рональд Инглхарт выступил с публичной лекций в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ

10 октября в филиале НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоялась публичная лекция профессора Рональда Инглхарта, научного руководителя ЛССИ, на тему "Эволюционная модернизация и культурные изменения". Екатерина Туранова, стажёр-исследователь Лаборатории, подготовила резюме лекции для нашего сайта.

Модернизация может протекать по различным сценариям, однако существует несколько общих черт, присущих всем модернизационным процессам. Профессор Инглхарт отметил три наиболее важные такие особенности.

Во-первых, модернизация – это не детерминированный процесс, неизменно приводящий к заранее известному итогу.  Инглхарт указывает на то, что нельзя с уверенностью предсказать характер и направленность изменений в конкретном обществе, можно лишь с некоторой долей вероятности предположить их результаты.

Во-вторых, модернизация – это не линейный процесс развития в одном направлении. В индустриальную эпоху ключевым вектором социальных изменений был переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, однако сегодня эта тенденция уже не является преобладающей. Напротив, в последние десятилетия наблюдается рост религиозного сознания, особенно в странах с низким уровнем развития, а в наиболее модернизированных обществах материалистические ценности (ценности выживания в терминологии Инглхарта) сменяются ценностями самовыражения.

В-третьих, то, как будут протекать модернизационные процессы в отдельно взятом обществе, в значительной мере зависит от существующего культурного, религиозного и исторического наследия - традиционный контекст всегда  оказывает существенное влияние на характер ценностных изменений.

Тем не менее, процесс перехода к постиндустриальному обществу приводит к радикальной трансформации  базовых ценностей. Ценности выживания, игравшие раньше ключевую роль, постепенно заменяются ценностями самовыражения, такими, как стремление к независимости, свободе выбора и творческой самореализации. Причина этих преобразований кроется в укреплении безопасности индивидов, как экономической, так и физической, по мере повышения экономического благополучия их стран. В экономически процветающих странах гражданам не приходится заботиться о собственном физическом выживании; в отличие от жителей некоторых стран с низким уровнем развития они не сталкиваются с проблемами голода или эпидемий. Гипотезу о том, что система ценностей общества коррелирует с уровнем его развития подтверждают исследования, проведенные на основе данных World Values Survey, охватывающих почти 90% населения земного шара.

Кроме экономической защищенности постиндустриальное общество предоставляет возможность получить качественное образование и широкий доступ к информации, что также способствует развитию эмансипативных ценностей. В результате приоритетными для индивидов становятся постматериалистические ценности, а удовлетворение материальных потребностей начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Распространение эмансипативных ценностей в свою очередь создает культурную основу для создания новых демократических институтов и способствует росту толерантности в обществе.

Помимо этого, повышение безопасности ведет к росту межличностного доверия и делает общество открытым для социальных изменений. В то же время низкий уровень безопасности способствует закреплению в социуме безусловной приверженности традиционным культурным нормам и приводит к появлению ксенофобии.

В целом, результаты, полученные Инглхартом в ходе многолетних исследований, позволяют по-новому взглянуть на классические социологические концепции. В частности, сам выступающий неоднократно делал в ходе лекции отсылки к Марксу и его социальной теории. По мнению Инглхарта, великий немецкий социолог во многом был прав, приписывая столь значимую роль в общественных преобразованиях экономическому фактору. Тем не менее, в его теоретических построениях была и фундаментальная ошибка: как уже было сказано, связь между экономикой и культурными изменениями носит вероятностный, а не детерминистский характер. Кроме того, воздействие экономики несомненно опосредуется культурным и институциональным контекстом.  Так что Маркс был прав лишь частично.

подготовила Екатерина Туранова

P.S. Также о лекции профессора Инглхарта можно прочитать в заметке Татьяны Черновой на сайте филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

  • Посмотреть видео с лекции