• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология социологических исследований на берегах Рейна

Екатерина Лыткина и Наталья Соболева рассказывают о летней школе GESIS

С 8 по 24 августа в Кельне (Германия) прошла первая летняя школа GESIS по методологии социальных исследований. Заместитель заведующего ЛССИ Татьяна Карабчук и стажёры-исследователи нашей Лаборатории Екатерина Лыткина и Наталья Соболева стали участниками этого мероприятия.

Екатерина Лыткина: GESIS (GESIS – Leibniz Institute for the Social Sciences) – это самое большое в Германии научное учреждение, специализирующееся в области социальных исследований, с главным офисом в Маннхайме. GESIS регулярно организует исследовательские семинары и конференции, однако летняя школа проводилась институтом впервые. Некоторые преподаватели были немецкими университетскими профессорами, другие – исследователями-практиками из различных стран, ранее не имевшими опыта работы на летних школах. Интересно, что вводные занятия были едва ли не менее напряженными, чем основные курсы. А вот вечерние лекции, посвященные таким темам, как, например, «Европейское социальное исследование» (ESS) или «Выборка», оказались достаточно простыми.

Я посещала два курса - «Структурные модели с использованием программы “MPLUS”» и «Межстрановые сравнительные исследования». Эти занятия позволили мне углубить свои знания в области методологии (начиная от проверки теоретических моделей с помощью метода структурных уравнений и заканчивая многоуровневым анализом), равно как и получить новые сведения относительно использования статистических компьютерных программ в социологических исследованиях.

Оба курса были выбраны мною для того, чтобы получить систематические знания в области методологии проведения межстрановых исследований. Курс «Структурные модели с использованием программы “MPLUS”» вёл один из ведущих специалистов в Германии в области структурных уравнений, Йост Райнэке (Jost Reinecke), совместно с Георгом Кесслером (Georg Kessler). В два дня нам дали большой объем информации касательно применения этого метода в сравнительных исследованиях. Нам также удалось получить навыки работы в программе “Mplus”, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения этого пакета.

Содержание второго курса «Межстрановые сравнительные исследования» включало в себя как обзор основных направлений методологии сравнительных исследований, так и информацию о тонкостях и трудностях, которые необходимо учитывать при сопоставлении различных стран. Кроме того, в рамках курса преподавались основы работы в статистическом пакете “R”, популярном среди многих социологов, имеющих дело с количественными данными. Эта программа распространяется бесплатно, но отличается большей сложностью в использовании по сравнению с другими статистическими средствами. Тем не менее, она предоставляет широкие возможности для количественного анализа данных, в том числе, с использованием метода структурных уравнений. Всё же, самостоятельное освоение программы без вводного курса является задачей не из легких, тем более что учебников по работе в R пока немного, и они еще не в состоянии отразить все возможности этого статистического пакета.

Несмотря на плотный график школы, у меня была возможность поработать в библиотеке Кельнского Университета, которая оказалась богатой как литературой по методологии исследования, так и источниками по теме моей диссертации.

Наталья Соболева: Летняя школа по методологии исследований GESIS стала моим первым опытом участия в мероприятиях такого рода зарубежом. На этой школе я выбрала для посещения курсы «Байесовский статистический вывод с использованием R», «Модели измерения, ошибка и эквивалентность» и «Пропущенные ответы и множественная импутация».

Занятия проходили в два блока. В первой половине дня (с 9.00 до 12.00) мы посещали лекции, во второй (примерно с 13.30 до 16.30) – семинарские занятия. В рамках курса «Модели измерения, ошибка и эквивалентность» мы работали в программе MPLUS. Я уже изучала основы работы в MPLUS на летней школе ЛССИ. Однако в рамках данного курса внимание уделялось несколько иным аспектам использования этой программы. В ходе курса была раскрыта специфика различных способов измерения, рассмотрены особенности процедуры составления вопросов, а также освещены некоторые сложности, которые могут возникнуть при переводе вопросов на другие языки в кросс-культурных исследованиях. Курс помог мне лучше понять, в каком направлении следует работать над проектом «Гендерные установки в сфере работы: кросс-культурные сравнения», который я веду в ЛССИ.

Второй основной курс – «Пропущенные ответы и множественная импутация» – был посвящен способам работы с пропущенными данными. При применении сложных методов (например, регрессионных моделей) исследователь часто сталкивается со следующей проблемой: приходится исключать из анализа респондентов, не ответивших хотя бы на один вопрос. Это не только снижает объем выборки, но и влияет на качество данных. В рамках курса мы изучали, каким образом можно разрешить или обойти это затруднение.

Хочется сказать огромное спасибо организаторам школы - не только за содержательную часть школы, но и за вне-учебные мероприятия. Часто они устраивали для нас встречи в кафе или приглашали на мероприятия, проходившие в Кельне. А в один из выходных мы ездили на экскурсию по Рейну. Несмотря на то, что было очень жарко (37 градусов!), нам всем очень понравилось.

Кельн – очень интересный и дружелюбный город. Всегда можно найти куда сходить и днём, и вечером. Кельнский собор незабываем, а вид с него просто потрясающий! Также в Кельне множество музеев, на посещение большинства из которых мне, к сожалению, времени не хватило. В городе очень красивая набережная Рейна. Кроме того, следует отметить, что Кельн очень удобно расположен – находясь там, не представляет особого труда добраться за пару часов до многих знаменитых городов Германии и соседних стран.

подготовили Екатерина Лыткина и Наталья Соболева