• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с профессором Петером Шмидтом

Профессор Петер Шмидт делится впечатлениями о Летней школе ЛССИ

На завершившейся недавно Летней школе нашей Лаборатории Петер Шмидт, известный немецкий социолог, возглавляющий Международную научно-учебную лабораторию социокультурных исследований НИУ ВШЭ, читал основной курс по конфирматорному факторному анализу и моделированию структурными уравнениями. Мы публикуем интервью с профессором Шмидтом, в котором он рассказывает о своих впечатлениях от Школы и ее участников.

Профессор Шмидт, добрый день. Расскажите, пожалуйста о Ваших впечатлениях от первой недели на Школе.

В наибольшей степени меня впечатлили желание и настойчивость, с которыми слушатели стремятся осваивать материал. Уровень мотивации студентов просто поражает!

Большинство участников Школы – это молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. Как вы оцениваете качество проектов, представляемых на школе? В чём их сильные места и чего им, на ваш взгляд, не хватает? Какие аспекты необходимо развивать, чтобы выйти на более высокий уровень?

В первую очередь, хотелось бы отметить очень актуальный выбор тем исследовательских проектов. Кроме того, многие участники используют весьма сложные статистические техники для анализа данных. Тем не менее, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Общим местом является недостаточно убедительное обоснование теоретической значимости исследований. Как мне представляется, необходимо не только указывать на возможный вклад работы в научное знание, но и более подробно прописывать, каким образом теоретическая схема, лежащая в основании проекта, связана с эмпирическими моделями. На этот аспект следует обратить особое внимание всем тем, кто хотел бы публиковаться в хороших международных журналах. 

Позвольте задать Вам провокативный вопрос – а каков Ваш собственный интерес в преподавании, как на  нашей Школе, так и вообще? 

Я часто преподаю на летних школах, не только на Школе ЛССИ, но и на знаменитой Школе университета Эссекcа и  некоторых других европейских школах. В этом деле меня в наибольшей степени мотивирует возможность работать с перспективными молодыми учеными. Это очень смещенная, в некотором смысле слова, выборка по сравнению с обычными университетсткими курсами по статистике, и я, как преподаватель, получаю огромное удовольствие от работы с самыми талантливыми и целеустремленными студентами. Они постоянно ставят новые сложные вопросы и вовлекают меня в интереснейшие дискуссии; что и говорить, у такой аудитории я сам многому учусь. Кроме того, подобные мероприятия часто способствуют созданию новых исследовательских коллективов. Со многими своими, тогда еще будущими, соавторами я познакомился, преподавая на летних школах; последующее сотрудничество с ними оказалось очень плодотворным. Таким образом, летние школы для меня – это еще и возможность встретиться с молодыми исследователями и развивать с их помощью новые перспективные идеи.

А если обращаться к каким-то неформальным аспектам проведения школы, что бы Вы могли отметить в этом отношении?

Здесь прекрасная обстановка! Я уже побывал на пляже, насладился балтийским солнцем и с удовльствием искупался. Хотя в целом у меня не так много времени, чтобы наслаждаться красотами Петербурга – очень много работы. В этой связи, хотелось бы сделать небольшое замечание: на мой взгляд, стоит разделять на летних школах такие аспекты, как освоение каких-то новых теоретических и практических материалов, и подготовка статей к публикации. Оба занятия требуют немалого труда, поэтому эффективнее было бы проводить отдельные школы по каждому направлению.

Что же, большое спасибо Вам за ваши ответы и советы, профессор!

Спасибо и Вам!

 

беседовал Борис Соколов