Эссекс летом
О летней школе "Essex Summer School in Social Science Data Analysis" рассказывают Анна Немировская, Анна Широканова, Дарья Орешина и Татьяна Карабчук.
Essex Summer School in Social Science Data Analysis - самая крупная в Европе летняя школа с более чем 60 курсами по современным количественным и качественным методам анализа данных в социальных науках. Школа знаменита и своим составом преподавателей – здесь преподают настоящие «звезды» статистики, социологии, психологии, авторы всемирно известных учебников по методам анализа данных. Несколько сотрудников ЛССИ побывали в Эссексе этим летом и стали участниками его знаменитой летней школы.
Анна Немировская: Поездка на мою первую летнюю школу, в Великобританию, университет Эссекса, стала возможной благодаря ЛССИ, НИУ ВШЭ. Я прошла обучение по курсам «Применение регрессионного анализа» и «Математика для исследователей в социальных науках».Анна Немировская
Курс по регрессионному анализу разработал и читал доктор Джереми Майлс из Рэнд Корпорейшн, специалист по статистике, количественным исследованиям в психологии и психометрии. В целом, курс был рассчитан на подготовленную аудиторию: подразумевалось, что слушатели уже имеют некоторый опыт работы с регрессионным анализом, а также обладают достаточными знаниями описательной статистики, статистики вывода, матричной алгебры, различных математических обозначений и операций.
Доктор Джереми Майлс настоятельно советовал всем участникам прочитать статью Филипа Шродта «Семь смертных грехов современного количественного политического анализа», в которой в яркой и доступной форме излагаются основные проблемы и ошибки в количественном анализе и также предлагаются пути их преодоления. Несомненно, эта рекомендация будет полезна и всем студентам и аспирантам в области социальных наук, читающим сейчас эту страничку.
Эссекс летом: рассказывает Анна Немировская |
Кроме того, поездки на подобные школы обогащают не только профессионально, но и культурно. Так, университет Эссекса находится рядом с городом Колчестер, первым городом в Великобритании, каждая пядь земли в этих местах хранит в себе многовековую историю древних племен, войн, побед и поражений, становления английского государства. Здесь находилось древнейшее римское поселение в Британии, храм римского императора Клавдия (40-50-е гг. н.э.), сохранившийся до наших времен только в виде фрагментов великолепных мозаик, обломках стен крепости и скульптурах. Сегодня в Колчестере можно посетить и замок, построенный в 11 веке на месте храма Клавдия, и первый в Англии августинианский монастырь, основанный в 12 веке, и множество музеев и исторических выставок. Как шутят местные жители, в каждом дворе, в каждом саду можно найти археологические сокровища.
Анна Широканова
Анна Широканова:
Поездка на летнюю школу в Эссексе оказалась замечательной возможностью прослушать авторский курс по интересуемой теме, подготовленный автором нескольких книг и учебников по прикладному статистическому анализу в социальных науках доктором Джереми Майлсом. Редкая возможность, можно сказать – очень редкая. Среди 30 участников курса были студенты, докторанты и исследователи из разных дисциплин: начиная от политологии (самой популярной на школе дисциплины), социологии, психологии и заканчивая медициной. Национальный состав курса показал востребованность и уникальность курса: в группу входили немногочисленные участники из самой Великобритании (где распространены короткие летние курсы в университетах), много участников из Германии, Италии, Швеции, представители Польши, Литвы, России, Беларуси (на нашем курсе). Было приятно и неожиданно встретить соотечественников, которые смогли попасть на курс, но все они, кроме представителей ЛССИ, сейчас обучаются за границей и представляли Швейцарию, Германию, другие страны…
Участницы школы от ЛССИ Анна Немировская и Дарья Орешина во время перерыва на занятиях в компьютерной лаборатории (работа с программой STATA). |
Сам курс был организован в современной компьютерной лаборатории в виде 3,5-часовых сессий (с короткими перерывами). Представленные на проекторах лекции пояснялись преподавателем на доске и подкреплялись непосредственной проверкой услышанного на примерах исследований в программе STATA. Преподавателям помогали трое ассистентов, которые старались решить трудности участников в работе с программой. С удивлением узнала, что один из ассистентов – магистрант из Ирана, который должен был оставить государству десять тысяч евро как залог своего возвращения в страну. В такой ситуации начинаешь особенно остро ценить те образовательные и исследовательские возможности, которые открыты перед нами!
Участие в летней школе открывало возможность и непосредственно познакомиться с исследованиями участников из других стран и самими участниками летней школы. В этом году школа привлекла участников со всего мира, включая даже представителей Гонконга. Сама летняя школа за много лет существования приобрела необычные черты: новый директор школы – из Германии, преподаватели – в основном, британцы, но и канадцы, британцы, живущие в США, и так далее. Из самих участников – единицы англичан и британцев. В такой атмосфере задумаешься о глобализации! Но в лучших ее аспектах, ведь на школу приехали действительно интересные люди из разных стран. Прослушанный курс придал намного больше уверенности в обращении с различными видами регрессионного анализа. Впервые в жизни удалось прослушать лекции, развернуто рассматривающие не только практику, но и теоретические основания регрессионного анализа, а также узнать сам статистический анализ с другой стороны: с историями об изобретении различных тестов (например, из “The Lady Tasting Tea”), с многочисленными примерами распространенных ошибок в осуществлении анализа данных и способами избежать этого. И дело не только в том, что сложно найти такой курс дома: специалисты есть или могут найтись, но создать группу заинтересованных слушателей, которые активно участвуют в занятиях и могут поделиться собственными находками, своим опытом работы с редкими программами обработки данных, своими, по сути, экспертными знаниями, ‑ для возникновения такой рабочей группы, пожалуй, возможна только международная летняя школа.
Дарья Орешина: Дарья Орешина
Летние школы имеют смысл по нескольким причинам. Во-первых, для специалистов, плотно вовлеченных в исследовательскую и преподавательскую работу, это одна из немногих возможностей серьезно повысить квалификацию в конкретных, наиболее актуальных для них сферах. Во-вторых, такое интенсивное погружение в международную профессиональную среду на достаточно короткий период (2 недели) дает возможность познакомиться с работой коллег по цеху, получить представление о методах и подходах, практикуемых в других школах и исследовательских коллективах, оценить собственную работу по отношению к более широкому контексту. Оба этих фактора позволяют серьезно расширить научные и профессиональные горизонты, критически взглянуть на собственную научные достижения и задают базу для нескольких шагов вперед.
Эссекс летом: рассказывают Анна Немировская, Анна Широканова, Дарья Орешина и Татьяна Карабчук |
Летняя школа по анализу социологических данных университета Эссекс (Великобритания) полностью отвечает этим задачам. Организация обучения в целом, подбор лекторов, обеспечение учащихся материалами, техникой и программным обеспечением, а также сама среда университетского кампуса – все условия Школы работали на то, чтобы участники провели время с максимальной отдачей.
При выборе курсов я не учла один момент: обучение на школе интенсивное, и выполнить программу по двум учебным курсам (включая аудиторную и самостоятельную работу, чтение литературы, практические упражнения) достаточно сложно. В будущем я бы рекомендовала участникам брать один курс и отрабатывать его от и до. Приятно порадовала открытость профессоров: в ходе общения в аудитории и за ее пределами можно было обсудить собственный проект, получить ценные рекомендации и критику.
Если быть до конца честной, то я попросту не очень люблю ездить в Великобританию из-за ее погоды и еды, поэтому личных впечатлений привезла мало. Что же касается профессиональной стороны дела, то на данный момент я не знаю такого места, где можно было бы провести время с большей пользой, чем на летней школе Университета Эссекс.
Татьяна Карабчук: Татьяна Карабчук
Поездка на эту летнюю школу стала целым событием для меня, так как ранее я никогда не имела возможности поехать на такого рода мероприятия за рубеж. Essex Summer School in Social Science DataAnalysis – самая крупная в Европе летняя школа с более чем 300 участниками и 60 курсами по современным количественным и качественным методам анализа данных в социальных науках. Школа имеет отличную репутацию в научных кругах, является самой известной, уважаемой и надежной. Наличие сертификата такой школы делает привлекательным резюме любого специалиста. На школе преподают только лучшие из лучших преподаватели статистики, социологии, психологии и политологии, авторы всемирно известных учебников по методам анализа данных и статей в ведущих международных журналах.