• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые докладчики

Кристиан Вельцель (Университет Леуфана, Люнебург, Германия, и НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург)

От жертвенности к жизнелюбию: моральная эволюция и жизненные возможности 

Кристиан Вельцель – ведущий профессор ЛССИ, профессор НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой исследования политической культуры Университета Леуфана (Германия) и приглашённый профессор Университета Якобса (Бремен). Вице-президент Ассоциации «Всемирное исследование ценностей». Также был приглашённым профессором в Центре изучения демократии Калифорнийского университета в Ирвайне. Рецензент 23 ведущих социологических и политологических журналов. Профессор Вельцель получил магистерскую степень по политологии и экономической истории в Университете Саара в 1991 году, степень Ph.D. по политологии в Университете Потсдама в 1996 году и докторскую степень по политологии в Свободном университете Берлина в 2000 году. Интересуется модернизацией, социальными изменениями и развитием человеческого потенциала, демократизацией, измерением демократии и качества государственного управления, формированием ценностей, массовыми протестами и социальными движениями, гражданским обществом и социальным капиталом.

Аннотация: В работе показывается, что долгосрочный мир, характеризующий современные международные отношения, покоится на все более прочной массовой основе: результаты социологических опросов фиксируют по всей планете снижение готовности людей воевать за свою страну. Для объяснения этого тренда может быть использована эволюционная теория эмансипации К. Вельцеля (Evolutionary Emancipation Theory). Согласно данной теории, повышение уровня жизни, ведущее к уменьшению числа внешних угроз индивидуальному благосостоянию и расширению пространства возможностей для его повышения, способствует тому, что все больше людей начинают разделять так называемые эмансипативные ценности. Позволяя самим себе и другим использовать жизненные шансы, люди все в большей степени поддерживают и уважают универсальные свободы. В наибольшей степени эта тенденция проявляется в репродуктивной сфере, в которой традиционные ценности «выживания» (survival) в сочетании с высоким уровнем прироста населения порождают сильнейшее сопротивление эмансипации. Прямым последствием распространения эмансипативных ценностей является значительное снижение готовности жертвовать своей, равно как и чужой жизнью. Таким образом, данный тренд выступает в роли своего рода «умиротворящего» фактора, значительно усложняя правительствам – особенно демократическим – задачу мобилизации населения для ведения войны. 

Ян Дельхей (Школа гуманитарных и общественных наук Университета Якобса, Германия)

Действительно ли равенство лучше? Комментарии к теории «ватерпаса» 

Ян Дельхей – профессор социологии в Школе гуманитарных и общественных наук Университета Якобса. Член совета директоров Международного общества исследований качества жизни (ISQOLS) и редакционного совета «Журнала исследований счастья» (Journal of Happiness Studies). С 2011 по 2012 год был членом экспертной группы „Wohlstand und Lebensqualität“ при Федеральном Канцлере Германии. В 2010 году получил премию журнала «Social Indicators Research» за лучшую публикацию, а в 2002 – «Премию Тиссена» за лучшую статью по общественным наукам на немецком языке. В его научные интересы входят качество жизни, субъективное благополучие, социальная интеграция, социальный капитал, доверие, европеизация и глобализация.

Аннотация: Многие социологи принимают как данность утверждения о том, что неравенство является нежелательным явлением с нормативной точки зрения, либо на самом деле оказывает отрицательное влияние на общество и его членов. С появлением теории «ватерпаса» (spirit-level theory), разработанной Ричардом Уилкинсоном и Кейт Пикетт (Wilkinson and Pickett 2010), эта дискуссия вышла на новый виток. Согласно данной теории, в развитых обществах качество жизни уже не связано напрямую с богатством и экономическим ростом. Скорее, на него влияет уровень неравенства: чем больше неравенство, тем сильнее общество страдает от социальных болезней. С другой стороны, равенство может иметь положительные последствия, причем не только для бедных, но и для богатых. Одним из элементов связи между неравенством и низким качеством жизни является «озабоченность статусом» (status anxiety) – этим термином обозначается ощущение недостаточного признания со стороны окружающих, – в большей степени распространённая в обществах с высоким уровнем неравенства. В настоящем докладе обсуждаются сильные и слабые стороны теории «ватерпаса», а также примеры, приведенные Уилкинсоном и Пикетт в поддержку своих тезисов. Я также представлю набросок усовершенствованной исследовательской программы на основании теории «ватерпаса». В завершение выступления я расскажу о результатах собственного исследования неравенства, озабоченности статусом и субъективного благополучия в европейских обществах.

Херманн Дюльмер (Кёльнский университет, Германия)

Модернизация, культура и мораль в Европе: универсализм, контекстуализм или релятивизм?

Херманн Дюльмер  – профессор факультета социальных наук Кёльнского университета. Он также возглавляет Архив данных по социальным наукам  в GESIS – Институте социальных наук имени Лейбница. Профессор Дюльмер является автором двух монографий и нескольких статей в международных рецензируемых журналах; кроме того, он обладает значительным опытом в сфере преподавания методов социологических исследований. Профессор Дюльмер также является членом Американской социологической ассоциации, Немецкого социологического общества и Европейской ассоциации социологических исследований. Его научные интересы включают методологию социальных наук, сравнительную социологию, политическую социологию и изучение ценностей.

Аннотация:  Разговоры об упадке гражданских добродетелей, таких как усердие, дисциплинированность, целеустремленность, ведутся на протяжении всей истории человечества. Хотя теория Р. Инглхарта признает, что в постмодернизирующихся обществах мотивация к достижениям играет все меньшую роль по сравнению с другими ценностными ориентациями, в то же время она предполагает, что в таких странах растет толерантность по отношению к различным социальным группам: например, иммигрантам или сексуальным меньшинствам, – а также изменяются взгляды людей в отношении семейного поведения. Однако если толерантность становится доминирующей ценностью, не означает ли это, что сегодня  мораль все более релятивизируется? Или же все дело в том, что общепринятые нормы морали применяются более осторожно, с оглядкой на возможные негативные последствия? Целью данного исследования является анализ представлений населения Европы о морали. Считают ли современные европейцы, что существуют очевидные стандарты добра и зла, и если да, то допускают ли хотя бы в некоторых обстоятельствах отклонения от норм поведения, предписываемых этими стандартами? До какой степени нравственные представления, во многом субъективные, соотносятся с реальными оценками, которые дают люди, когда сталкиваются с необходимостью высказывать свое мнение о допустимости тех или иных поступков? С целью ответить на эти вопросы и получить цельное представление о восприятии моральных норм в различных европейских странах, в настоящей работе на эмпирических данных проверяется ряд гипотез о воздействии макросоциальных изменений на общественную мораль.

Доминик Жуайе (Университет Лозанны, Швейцария)

К перспективам использования контекстуальных данных в многоуровневом анализе

Доминик Жуайе – профессор Университета Лозанны. В 1999 году назначен директором швейцарского архива данных SIDOS. Руководитель четырёх первых волн «Европейского социального исследования», «Международной программы социальных исследований» с 2000 года и «Европейского исследования ценностей» в Швейцарии. Преподавал в университетах Берна, Женевы, Невшателя, а также Институте политических исследований в Париже, в методологических школах Лилля, Эссекса, Лугано и Лозанны (в рамках программы Европейского научного фонда «Количественные методы для социальной науки»). Член редакционных советов нескольких международных журналов. Интересуется эмпирической социологией и методологией опросов общественного мнения.

Аннотация: Многоуровневый статистический анализ является базовым методом современных социальных наук. Данная техника соотносится со старой традицией, пытающейся совместить в объяснительной модели влияние контекстуальных и индивидуальных факторов, и восходит к важному спору о валидности контекстуальных эффектов или проблемах спецификации индивидуальных эффектов.

С конца 1970х развитие многоуровневого анализа происходило в рамках исследований в сфере образования, которые имеют дело с отчетливо иерархической структурой, состоящей из (случайно отобранных) школ, включающих в себя в качестве единиц низшего уровня классы и/или учеников. Эта модель позже была заимствована в социологии и политической науке, даже несмотря на то, что в этих дисциплинах единицы анализа второго уровня (например, страны) далеко не всегда отбираются случайным образом.
Использование такого подхода требует ответа как минимум на два важных вопроса, далеко не всегда очевидных.  
1. Насколько эффективно для конечных целей эмпирического анализа рассматривать страну как наиболее релевантную единицу второго уровня? Могут ли иные варианты территориального деления быть более удобными (в частности, в европейском контексте), например, регион в анализе в терминах «центр-периферия»?
2. Всегда ли рассмотрение единиц анализа второго уровня как принципиально отличных друг от друга является оптимальным подходом, либо более полезным представляется использование некоторой формы «функции влияния»?
***Презентация частично основана на работе: Elcheroth, G., Penic, S., Fasel, R., Giudici, F., Glaeser, S., Joye, D., Spini, D. (2013). Spatially Weighted Context Data and Their Application to Collective War Experiences. Sociological Methodology, 43(1), 364-411. 

Рональд Инглхарт (Мичиганский университет, США)

Культурные изменения и снижение уровня насилия: экономическое развитие и "долгий мир" (совместно с Кристианом Вельцелем)

Рональд Инглхарт – известный американский социолог и политолог, профессор политологии Мичиганского университета, автор более чем 200 научных трудов. В 1988-2013 годах был президентом Ассоциации «Всемирное исследование ценностей» ( World Values Survey); в настоящий момент является почетным президентом этой организации. Профессор Инглхарт известен как создатель теории постматериализма и один из основателей проекта «Европейский барометр». Его исследования посвящены культурным изменениям и их последствиям. Используя данные глобальных опросов WVS, охватывающих почти сто стран, он изучает, как культурные трансформации в индустриальных обществах влияют на самовыражение, сексуальные и религиозные нормы, мотивацию, независимость, политику.

Работы Инглхарта переведены на многие языки, в том числе на немецкий, испанский, французский, русский, польский, фарси, вьетнамский, японский, корейский, китайский. Профессор Инглхартявляется членом редакционного совета нескольких научных журналов, в том числе Government and Opposition, International Journal of Public Opinion, Politics and the Individual, Party Politics, Swiss Political Science Review и ряда других. В разное время Рональд Инглхарт работал профессором или приглашенным исследователем в университетах и научных центрах Франции, Германии, Голландии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Бразилии, Нигерии, Новой Зеландии и на Тайване, а также консультантом Европейского Союза и департамента иностранных дел США. Он является почётным профессором Свободного университета Брюсселя и университета Упсалы. В 2011 году Инглхарт (совместно с Пиппой Норрис) получил премию Юхана Шютте за достижения в области политических наук, самую престижную академическую награду для политологов.

Аннотация: Во всем мире наблюдается устойчивое долгосрочное снижение уровня насилия. Эта тенденция касается как бытовых форм насилия, так и полномасштабных войн между государствами. В научной литературе было предложено несколько возможных объяснений данного тренда. Исторически первым стал так называемый тезис о «демократическом мире», согласно которому распространение демократии в мире ведет к сокращению числа войн между государствами, выбравшими этот тип политического устройства. Затем были сформулированы концепции «капиталистического мира» и «либерального мира», в рамках которых акцентировалось внимание на «миротворческих» эффектах экономического развития, международной торговли и распространения общества знаний. Эти аспекты социально-экономического прогресса сглаживают отношения между людьми в силу того, что способствуют смещению базовой основы богатства и власти от собственности на землю и принуждения к технологическим инновациям и творческому потенциалу. Кроме того, рост взаимозависимости государств ведет к тому, что издержки применения насилия все в большей степени становятся несравнимыми с выгодами от мирного сотрудничества. Данная статья дополняет существующие объяснения посредством описания роли глобальной трансформации ценностей, в результате которой использование насилия становится все менее приемлемым для жителей многих стран мира; кроме того, этот процесс ведет к тому, что число индивидов, готовых воевать за свою страну, постепенно сокращается. Предыдущие исследования были направлены на изучение макросоциальных изменений, происходящих в рамках тренда на снижение уровня насилия, таких как запрет дуэлей и отмена рабства и смертной казни. В настоящей статье используются данные, собранные за период с 1981 по 2012 годы и охватывающие более 90% населения Земли. Статистический анализ показывает, что основным фактором, повышающим уровень межгрупповой толерантности и способствующим снижению числа людей, готовых воевать за свою страну, является рост экзистенциальной безопасности.  

Ханс-Дитер Клингеманн (Центр исследований в области социальных наук, Германия)

Поддержка демократии в Европе: 1999-2008

Ханс-Дитер Клингеманн – знаменитый немецкий политолог; президент Европейской сети политических исследований (epsNet) в 2002-2005 годах. В настоящий момент он является почетным профессором в Центре исследований в области социальных наук (WZB) в Берлине. За годы свое академической карьеры профессор Клингеманн преподавал и работал в ведущих университетах и исследовательских центрах мира, в том числе в Мичиганском университете, Университете штата Нью-Йорк, Калифорнийском университете в Ирвайне и многих других. Он возглавлял или был участником многих масштабных европейских исследовательских проектов в области социологии и политологии. Профессор Клингеманн является автором, соавтором или редактором более чем 30 книг, а также свыше 150 научных статей. Он внес важный вклад в развитие таких областей политической науки, как сравнительная политология, изучение политических партий и исследования электорального поведения.

Аннотация: Согласно исследованиям в области политической культуры, демократии нуждаются в публичной поддержке, чтобы быть устойчивыми. Результаты недавних работ на эту тему зафиксировали изменения в природе демократической политической культуры. Хотя поддержка демократии как абстрактного идеала по-прежнему широко распространена, все больше людей не удовлетворены тем, как демократия функционирует в реальности. Число тех, кто принадлежит к этому виду «недовольных демократов», постепенно увеличивается. Интересно, однако, что доля представителей данной категории граждан значительно различается по конкретным странам. Более того, различные теоретические подходы, применяемые к объяснению данного феномена, дают различные ответы на вопрос о том, является ли это злом или благом для демократии.

Гражданская культура в интерпретации Алмонда и Вербы предполагает позитивные установки по отношению к политическому режиму и приверженность демократическим ценностям. «Лояльная» (allegiant) демократическая культура оставляет весьма ограниченное пространство для проявлений политического недовольства, критики властей или деятельности, бросающей вызов существующим элитам. Далтон и Вельцель предложили новую, «утверждающую» модель демократической культуры. Если с точки зрения «лояльной» модели «недовольные демократы» представляют проблему в силу того, что они являются потенциальным источником разнообразных неприятностей и нестабильности, а также подрывают легитимность режима, то в терминах «утверждающей» модели «недовольные демократы», постоянно фиксирующие отклонения от идеальных стандартов в текущей деятельности политических институтов, напротив, рассматриваются в положительном ключе, как инструмент контроля и воздействия на тех, кто находится у власти.

На основе анализа политических установок «недовольных демократов» автор предпринимает попытку разобраться в том, что на самом деле представляет из себя эта категория населения. В докладе предлагается двумерная типология, которая основывается на различении между «демократами» и «не-демократами» (т.е. сторонниками и противниками демократии как формы правления и своего рода политического идеала) с одной стороны и между теми, кто положительно или негативно оценивает функционирование политических институтов в их собственных странах, с другой стороны. Описание политических взглядов каждой из четырех категорий, выделенных в рамках данной типологии, основывается на восьми конкретных типах гражданских установок. Сфера анализа ограничена европейскими странами, что позволяет противопоставить «старые» и «новые» демократии. Обе группы включают значительное число стран (к «старым демократиям» относятся 20 государств; к «новым»  – 23). В докладе используются данные двух волн «Всемирного исследования ценностей» (WVS) – 1999 и 2008 годов, – что позволяет задать динамическую перспективу и оценить, является ли тренд на недовольство демократией нисходящим или восходящим.

Арье Раттнер (Университет Хайфы, Израиль)

Макро- и микроперспектива в объяснении коррупции: всё ли учтено?

Арье Раттнер – профессор социологии и криминологии в Университете Хайфы. Он также является руководителемЦентра по изучению преступности, права и общества ( Center for the Study of Crime, Law & Society ). Профессор Раттнер получил степень бакалавра по социологии и криминологии в Университете им. Бар-Илана; степень магистра криминологии и криминального права в Университете Тель-Авива; степень PhD по криминологии в Университете штата Огайо. Профессор Раттнер опубликовал несколько книг и монографий, а также значительное количество статей по различным научным вопросам, связанным с изучением преступности, проблем правоприменения и криминальной юстиции. В настоящее время он участвует в двух исследовательских проектах, первый из которых посвящен изучению израильской правовой культуры, а второй – тяжким и особо тяжким преступлениям в Израиле

Аннотация: В исследованиях коррупции используются два основных типа индикаторов. Первый тип измеряет [субъективно] «воспринимаемую» коррупцию и применяется в массовых и экспертных опросах, в рамках которых респонденты высказывают собственное мнение относительно общего уровня и наиболее распространенных видов коррупции в их странах. Подобные показатели ежегодно публикуются Всемирным банком и Transparency International. Второй тип индикаторов коррупции основывается на добровольных признаниях респондентов о вовлеченности в коррупционные схемы. Показатели, отражающие воспринимаемый уровень коррупции, в течение многих лет подвергались критике в силу своего субъективного характера: по мнению многих, они отражают только индивидуальные мнения, а не актуальный уровень коррупции. Хотя большинство докладов и исследований по проблеме коррупции используют в основном описательный подход и ограничиваются простым ранжированием стран или регионов по уровню коррупции, предпринимаются и попытки объяснить причины распространения этого феномена. В данной работе исследуется взаимосвязь между коррупцией с одной стороны и макроэкономическими показателями и различными культурными характеристиками с другой стороны.   

Франческо Саррачино (Национальный институт статистики и экономики Люксембурга; GESIS-Институт социальных наук им. Лейбница)

В защиту социально устойчивой экономической системы

Франческо Саррацино – итальянский экономист, сотрудничающий с Национальным институтом экономики и статистики Люксембурга (STATEC) и GESIS – Институтом социальных наук им. Лейбница, а также являющийся ассоциированным сотрудником Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ. Его исследования посвящены взаимосвязи экономического развития и индивидуального субъективного благополучия, в частности поиску оптимальных политических решений, позволяющих транслировать экономические достижения государства в рост благосостояния населения. В своих работах Франческо анализирует как опыт отдельных стран, так и данные глобальных социологических опросов, позволяющие задать широкую исследовательскую перспективу

Аннотация: Построение справедливого и счастливого общества  - задача, которая захватывает умы исследователей на протяжении многих лет; в дискуссию по данной проблеме вовлечены не только ученые, но и пресса, и политики. Благодаря активным исследованиям, сегодня про качество жизни и его детерминанты известно достаточно много. К примеру, мы знаем, что социальный капитал является важнейшей составляющей субъективного благополучия. Это неудивительно: даже экономисты признают, что высокий уровень социального капитала стимулирует экономическую деятельность и, соответственно, вносит вклад в общее благосостояние страны и благополучие отдельных её граждан.  Однако эта модель работает не всегда: в последние несколько десятилетий США, Китай и Индия демонстрировали высокие темпы экономического роста, хотя уровень социального капитала и благосостояния жителей этих стран снижался. Что мы знаем о взаимосвязи между экономическим ростом и социальным капиталом? Большая часть эмпирической литературы посвящена изучению воздействия социального капитала на экономический рост, но при этом упускает из виду обратную связь. Вместе с тем, существуют веские основания полагать, что при наличии значительного экономического неравенства экономический рост разрушает социальный капитал, отрицательным образом влияет на субъективное благополучие и в конце концов подрывает свои собственные основы. Снижение социального капитала в США было одной из причин потребительского бума, вызвавшего кризис 2008 года. Означает ли это, что система, в которой устойчивый экономический рост сочетается с всеобщим благосостоянием и высоким уровнем социального капитала, является утопией? Неужели люди обречены на бесперспективный выбор между богатой, но несчастливой, или счастливой, но бедной жизнью? Вовсе нет: многие исследования показывают, что высокий уровень субъективного благосостояния совместим с экономическим ростом.  Таким образом, вполне возможно организовать устойчивую экономическую систему, в рамках которой повышение всеобщего благосостояния будет являться важным инструментом обеспечение экономического роста.

Эрик Усланер (Университет Мэриленда, США) 

Разнообразие, сегрегация и доверие

Эрик Усланер – профессор государственного управления и политики в Университете Мэриленда. Член международного совета Института социальных изменений Манчестерского университета; участник проекта «Общественное доверие в Швеции» Университета «Ersta Sköndal» (Стокгольм). Сотрудничает с Международным институтом исследования коррупции (TRIC) Австралийского национального университета. Интересуется американской внутренней политикой (в частности, Конгрессом и выборами в Конгресс), социальным капиталом, институциональным дизайном, доверием, неравенством, сегрегацией, социальной интеграцией.

Аннотация: Генерализованное доверие – это доверие к незнакомым людям; к тем, кто непохож на нас. Высокий уровень генерализованного доверия – характеристика, которая сопряжена со многими положительным изменениям в обществе: повышением толерантности по отношению к различным меньшинствам, массовым распространением волонтёрской деятельности и благотворительности, улучшением работы государственных институтов и снижением коррупции, открытостью рынков и увеличением темпов экономического роста. Многие ученые полагают, что уровень доверия в целом ниже, когда в обществе высок уровень культурного разнообразия (наиболее известным сторонником подобной позиции является Роберт Патнэм). На мой взгляд, это утверждение ошибочно. Разнообразие отнюдь не ведет к снижения уровня доверия – в отличие от сегрегации по месту жительства, которая приводит к тому, что люди оказываются изолированными от тех, кто не похож на них. Именно сегрегация является одной из ключевых причин того, что контакт с представителями других социальных групп не ведет к росту доверия. Дело в том, что в обществах с высоким уровнем сегрегации подобные контакты не могут быть частыми; более того, даже когда они случаются, то проходят далеко не в атмосфере равенства и взаимного уважения.

Я следую аргументации Олпорта, Форбса и Петтигрю и утверждаю, что ключевым фактором, способствующим росту доверия в культурно и социально разнородных обществах, является т.н. «оптимальный контакт» (optimal contact ). Ситуация «оптимального контакта» характеризуется наличием друзей из других социальных групп и включенностью в сообщества с высоким уровнем внутреннего разнообразия. Используя данные по США, Великобритании, Канаде, Австралии и Швеции, я показываю, что наличие друзей из других слоёв общества и проживание в интегрированных локальных сообществах ведет к повышению уровня генерализованного доверия. В США и Великобритании подобные «оптимальные» условия способствуют росту доверия во всех социальных и расовых группах. Если говорить о Канаде и Австралии, то «оптимальные» условия проживания способствует росту доверия только среди коренного белого населения, а в Швеции – только среди «не-шведов». Этот результат представляется в некоторой степени контринтуитивным: в Канаде и Австралии проводится очень жесткая политика по ограничению иммиграции, поэтому можно предположить, что среди лиц, получивших гражданство этих стран, уровень генерализованного доверия должен быть выше. Шведские же иммигранты, как правило, являются выходцами из бедных, разрушенных войной стран, поэтому у них вероятнее ожидать низкий уровень доверия. Однако, судя по всему, опыт в жизни в обществе с развитой системой государственной поддержки, в котором осуществляется политика, направленная на уменьшение неравенства, приводит к росту доверия среди иммигрантов из неблагополучных стран.

Следует отметить, что позитивное воздействие «оптимальных» условий проживания ограничено тем фактом, что выбор места жительства сам зависит от априорных индивидуальных установок по отношению к представителям других этнических групп и от уровня доверия. Таким образом, невозможно повысить уровень доверия только за счёт изменений в политике расселения.

Кристиан Херпфер (Абердинский университет, Шотландия)

Культурные, социальные и экономические ценности и модернизация в России и СНГ

Кристиан Херпфер – профессор политологии на факультете политики и международных отношений Абердинского университета. В 2013 году избран третьим президентом Ассоциации «Всемирное исследование ценностей». В 2009 году назначен директором исследовательского проекта «Евразийский барометр». В 2011 году основал и возглавил Исследовательский комитет №17 «Сравнительные исследования общественного мнения» Международной ассоциации политической науки (IPSA) и Европейский центр по изучению общественного мнения (ECSR) в Абердинском университете.  Профессор Херпфер также является координатором и ведущим исследователем проекта «Арабтранс: социальные и политические изменения в арабском мире», членом Постоянного комитета Группы изучения общественного мнения «Глобальный барометр» (GBS) и ведущим исследователем проекта «Здоровье в переходный период» (HITT). Интересуется сравнительной политикой европейских стран, демократизацией в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы, выборами, политическим участием, социальным капиталом и политическими изменениями в Европе, политическими изменениями в России и СНГ, экономическими изменениями и демократией.

Аннотация: В докладе представлены результаты сравнительного исследования динамики ценностных систем в Российской Федерации и других государствах СНГ. Автор фокусируется на анализе формирования и развития ценностных систем в Армении, Азербайджане, Беларуси, Эстонии, Казахстане, Киргизии, России, Украине и Узбекистане. В первую очередь рассматривается трансформация культурных, социальных и экономических ценностей в период, последовавший за распадом Советского Союза. Используются данные «Всемирного исследования ценностей», «Нового демократического барометра» и «Нового  русского барометра» за 1994 год,  «Всемирного исследования ценностей», «Нового демократического барометра» за 1996 и 1998 годы, «Всемирного исследования ценностей» за 2000 год, «Евразийского барометра» за 2001 год, «Всемирного исследования ценностей» за 2005 год, «Европейского исследования ценностей» за 2008 год и, наконец, «Всемирного исследования ценностей» за 2011 год. Размер национальных репрезентативных выборок в рамках этих опросов варьирует от 1000 (Азербайджан) до 2500 (Россия) человек. Анализ затрагивает различные аспекты ценностных убеждений: семейные ценности, религиозные верования, доверие, социальный капитал, трудовые, гендерные и экологические установки, соотношение материалистических и постматериалистических ценностей, этические и культурные нормы.

 

Петер Шмидт (Университет им. Юстуса Либиха, Гиссен, Германия; НИУ ВШЭ)

Ценности, законодательное регулирование и отношение к гомосексуальности в Европе: межстрановое сравнение

Петер Шмидт – известный немецкий социолог, профессор социологии в Гиссенском университете им. Юстуса Либиха. Он также является научным руководителем Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ. Профессор Шмидт – автор и соавтор более чем 20 книг и нескольких десятков статей в международных научных изданиях. Он также является рецензентом нескольких ведущих психологических и социологических журналов: « European Sociological review», «Political Psychology», «International Journal of Public Opinion Research», «Journal of Personality and Social Psychology», а также ряда других. К сфере научных интересов профессора Шмидта относятся методология социальных исследования, кросс-культурная психология и исследования ценностей, этнические и групповые отношения, субъективное благосостояние и многие другие темы.

Аннотация: Хотя предыдущие исследования фиксируют тенденцию к либерализации установок по отношению к гомосексуальности в странах Запада, степень приятия гомосексуализма значительно варьируется как между индивидами, так и между обществами. Мы исследуем воздействие различных комбинаций индивидуальных ценностей и национальных законов, касающихся проявлений гомосексуальности, на установки по отношению к гомосексуальности. В работе используются данные репрезентативных национальных опросов, проводившихся в 27 европейских странах в 2010-2011 годах. Наши результаты показывают, что люди, отдающие приоритет ценностям универсализма и открытости изменениям, являются более терпимыми к гомосексуальности, тогда как среди сторонников ценностей консерватизма чаще встречаются негативные установки по отношению к гомосексуалистам. Кроме того, толерантное отношение к гомосексуализму распространено в странах с более мягким законодательством в соответствующей сфере. При этом наблюдается интерактивный эффект: чем более мягким является законодательство, тем меньше корреляция между взглядами на гомосексуализм и ценностями открытости к изменениям и консерватизма. Сила связи между ценностями универсализма и отношением к гомосексуальности, однако, не изменяется в зависимости от степени строгости национальных законов.

Презентация основана на материалах неопубликованной работы А. Кнутц/Е. Давидов/Ш. Шварц/П. Шмидт(2014)

Муса Штейви (Иорданский университет, Амман)

Установки по отношению к гендерным ролям и правам женщин в Арабском мире

Муса Штейви преподает социологию на факультете свободных искусств, а также в рамках Программы гендерных исследований Иорданского университета в Аммане. Доктор Штейви является основателем и директором Иорданского центра социальных исследований.  Он получил докторскую степень в Университете Цинциннати, США, в 1991 году. В сферу научных интересов профессора Штейви входят исследования стратификации, гендерных отношений, социальных и политических трансформаций, глобализации и социального развития. Он является автором десятков статей и нескольких книг, в том числе  Иорданские женщины и политическое участие (1995) и Волонтерство и волонтеры в Арабском мире (2000)

Аннотация: Хотя женщины в Арабском мире имеют высокий уровень образования, по большому количеству экономических, политических и социальных характеристик их общественный статус является одним из самых низких в мире. Многие ученые полагают, что наилучшим объяснением подобного положения женщин в арабских странах являются специфические культурные нормы, присущие большинству обществ этого региона. Представляется, однако, что объяснения, основанные только на роли культуры, являются недостаточными. Анализ данных второй волны «Арабского барометра» по десяти арабским странам показывает, что в Арабском мире значительное количество людей разделяет современные представления о гендерных ролях и поддерживает права женщин, особенно в таких сферах, как образование, трудовая деятельность и политика, равно как и определенные личные права. Кроме того, материалы «Арабского барометра» свидетельствуют о том, что между арабскими странами существуют значительные различия в уровне поддержки гендерного равенства (в том виде, в котором она измеряется в опросах) 

 

Евгений Григорьевич Ясин (НИУ ВШЭ, Россия)

Влияние культуры на модернизацию России 

Евгений Григорьевич Ясин – выдающийся русский экономист, бывший министр экономики Российской Федерации (в 1994-1997 году). С 1973 по 1989 год работал заведующим лабораторией Центрального экономико-математического института Академии наук СССР. В 1989 году возглавил отдел в Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе. Принимал участие в качестве одного из главных авторов в разработке целого ряда программ перехода к рыночной экономике, в том числе известной программы «500 дней». В ноябре 1994 был назначен Министром экономики Российской Федерации. В апреле 1997 года – Министром Российской Федерации. С октября 1998 года по настоящее время – научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики", президент Экспертного института. С февраля 2000 года возглавляет Фонд "Либеральная миссия".

Аннотация: Россия после рыночных реформ нуждается в модернизации, которая бы повысила производительность, открыла бы ощутимый поток инноваций. Для этого нужны существенные изменения в национальной культуре. В то же время в ней сохраняются и оказывают заметное влияние на развитие страны, многих рынков многообразные традиционные институты, к которым нужно либо приспосабливаться, либо способствовать их замене. Картина того, что сегодня происходит в российской экономике, демонстрирует столкновения разных институтов и традиций, которые будут определять дальнейшее развитие страны. Важное обстоятельство состоит в том, что примерно 600 лет в России существовало самодержавие и складывалось пренебрежение к законам. Это препятствует развитию и сегодня. В то же время есть экономические силы, которые через рынки влияют на позитивное изменение ситуации.

 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.