• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые докладчики

Рональд Инглхарт (Мичиганский университет, США; НИУ ВШЭ)

Модернизация и снижение уровня насилия: социальные основания «демократического мира».

Рональд Инглхарт - заслуженный американский политолог,  почётный президент ассоциации Всемирное исследование ценностей,  лауреат премии Юхана Шютте за достижения в области политических наук 2011 года, самой престижной академической награды в области политологии.  Является профессором политических наук в Мичиганском университете и профессором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", а также научным руководителем Лаборатории сравнительных социальных исследований.

Аннотация: Несмотря на то, что насилие все еще широко распространено в мире, на практике тем не менее наблюдается устойчивое долгосрочное снижение уровня насилия. Эта тенденция касается как бытовых форм насилия, так и полномасштабных войн между государствами. Существует три возможных объяснения этого феномена. Первое – это так называемый тезис о «демократическом мире», согласно которому распространение демократии в мире ведет к сокращению числа войн между государствами, выбравшими этот тип политического устройства. Второе объяснение опирается на теорию модернизации: экономический прогресс – в частности, развитие общества знаний – сглаживает отношения между людьми, поскольку способствует смещению базовой основы богатства и власти от собственности на землю и принуждения к знаниям и творческому потенциалу. Третья теория акцентирует внимание на возрастающей в ходе процесса глобализации взаимозависимости государств, которая ведет к тому, что издержки применения насилия все в большей степени становятся несравнимыми с выгодами от мирного сотрудничества. Данная статья дополняет все три объяснения посредством изучения глобальной трансформации ценностей, в результате которой использование насилия становится все менее приемлемым для жителей многих стран мира; кроме того, этот процесс ведет к тому, что число индивидов, готовых воевать за свою страну, постепенно сокращается. С опорой на данные «Всемирного исследования ценностей» автор показывает, что рост экзистенциальной безопасности является ключевым фактором, повышающим уровень межгрупповой толерантности и способствующим снижению числа людей, готовых воевать за свою страну, – и тем самым способствует формированию  прочных социальных основ международного мира. 

Кристиан Вельцель (университет Леуфана, Люнебург, Германия; НИУ ВШЭ)

Парадокс демократии: почему массовый запрос на демократию часто сочетается с её отсутствием?

Кристиан Вельцель   - ведущий научный сотрудник ЛССИ;  президент ассоциации  «Всемирное исследование ценностей»; профессор в Университете Леуфана (Люнебург, Германия) и адъюнкт-профессором в Университете Якобса (Бремен, Германия).

Аннотация: Опросы показывают, что в подавляющем большинстве стран мира население отдаёт предпочтение демократическому политическому устройству по сравнению с авторитарными альтернативами. Тем не менее, многие авторитарные и гибридные режимы продолжают существовать несмотря на предпочтения масс и почти никогда не сталкиваются с серьёзной внутренней оппозицией. Автор показывает, что данный парадокс характерен для тех стран, где массовый запрос на демократию не имеет серьёзной основы в виде широкого распространения эмансипативных ценностей. Без ценностного фундамента даже преобладание среди населения страны демократических установок не ведет к установлению подлинно демократического правления. Эмансипативные ценности важны для формирования и сохранения демократических институтов в силу следующих причин: (1) эмансипативные ценности акцентируют внимание людей на проблемах обеспечения прав и свобод, необходимых для функционирования демократии; (2) эмансипативные ценности сопряжены с более критичной оценкой реального качества демократических институтов в той или иной стране; (3) носители эмансипативных ценностей в большей степени готовы к публичной критике правительства и активным действиям в поддержку своих идей, что способствует  увеличению давления масс на власть и заставляет власть предержащих в конце концов прислушиваться к народным требованиям.

Эдуард Понарин (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, Россия)

Что российские элиты думают о США  и почему?

Эдуард Понарин – заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований; профессор кафедры социологии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Профессор Понарин получил докторскую степень по социологии в Мичиганском университете. Основные темы его исследований – национализм, религия и этническая принадлежность.

Аннотация: В данной статье исследуется динамика отношения населения РФ к США. На материале двух долгосрочных исследований Уильяма Циммермана и Ричарда Роуза сравниваются установки представителей российских элит и масс. Было обнаружено, что с течением времени все больше людей воспринимают США как угрозу для России, как среди элит, так и среди остального населения. Для объяснения этого наблюдения предлагается гипотеза рессентимента: рост негативных установок по отношению к Америке обусловлен в первую очередь разочарованием в итогах демократических реформ 90-х годов. Данная гипотеза подтверждается с использованием данных New Russian Barometer. Кроме того, показывается, что на отношение к Америке также в определенной степени влияют обострения в дипломатических отношениях России и США.

Малина Войку (GESIS - институт социальных наук им. Лейбница)

Социальное разнообразие и ценности: отличается ли религиозное разнообразие от разнообразия этнического и лингвистического? 

Малина Войку  – исследователь Европейской лаборатории данных для сравнительных социальных исследований (EUROLAB, GESIS). Является членом Международной социологической ассоциации и некоторых других социологических организаций.

Аннотация: В течение последних десятилетий ученые все чаще обращаются к изучению социального разнообразия и его влияния на общественную жизнь. Рост этнического и социокультурного разнообразия в странах Запада, вызванный наплывом внешних мигрантов, и социальные последствия этого процесса стали актуальными темами для дискуссий как среди исследователей, так и среди политических деятелей. В предыдущих работах по данной проблематике, как правило, предполагалось, что различные типы гетерогенности схожим образом влияют на социальную жизнь. В основном исследователи фокусировались на взаимосвязи между этническим или лингвистическим разнообразием и социальным капиталом и гражданским участием. Влияние религиозной гетерогенности на различные сферы общественной жизни, равно как и воздействие социокультурного разнообразия в областях помимо социального капитала и гражданского участия, практически не изучалось.

Данный исследовательский проект нацелен на восполнение этих пробелов; в его рамках автор пытается понять, каким образом религиозное разнообразие влияет на такие установки, как поддержка демократии и гендерного равенства, а также на уровень  политического участия. В исследовании используются данные «Всемирного исследования ценностей» и «Европейского исследования ценностей». Основная его цель состоит в том, чтобы понять, как отличается влияние религиозного разнообразия на ценности от воздействия этнической или лингвистической гетерогенности. Взаимосвязь между различными типами социального многообразия и ценностями исследуется в сравнительной и лонгитюдной перспективах. Результаты многоуровневого регрессионного анализа и моделирования с использованием изменяемых параметров (Changing Parameter Model) демонстрируют, что религиозное разнообразие по-разному влияет на те или иные ценности и его эффект может варьироваться в зависимости от периода. Кроме того, воздействие религиозной гетерогенности отличается от воздействия этнического и лингвистического многообразия. Эти различия вызваны специфическим характером религиозных институтов и религиозных верований, а также процессом секуляризации, который оказывает воздействие только на уровень религиозной гетерогенности (но не этнической или лингвистической) и её социальные последствия. 

Арье Раттнер (Университет Хайфы)

Преступность и иммиграция: социализация и интеграция российских иммигрантов в израильском обществе

Арье Раттнер  – профессор социологии и криминологии Хайфского университета, приглашённый профессор Берлинского университета им. Гумбольдта.

Аннотация: Иммиграция в литературе рассматривается как процесс, который влечет за собой возникновение разнообразных проблемных ситуаций. Во многих случаях массовая миграция населения из одной страны в другую сопровождается сложным процессом аккультурации и социализации в принимающем обществе, культурные нормы которого отличаются от привычных для мигрантов. Иммигранты зачастую остаются без работы, а также сталкиваются с другими финансовыми и социальными проблемами, что приводит к временному снижению их социально-экономического статуса.

В 1989-1996 годах около миллиона человек мигрировало из Советского Союза и образовавшихся после его развала государств в Израиль. На пике иммиграционной волны советские мигранты составляли около 20% населения Израиля. Эта волна русской иммиграции считается, пожалуй, самой успешной за всю историю иммиграции в Израиль начиная с 1948 года. По данным на 2010 год более 66 % иммигрантов из республик бывшего СССР демонстрировали высокий уровень удовлетворенности жизнью; занятость, особенно для лиц в возрасте от 25 до 59 лет, была почти полной; иммигранты идентифицировали себя как часть израильского общества, и это чувство принадлежности становилось сильнее с увеличением срока, прожитого в принимающей стране.

Вместе с тем, несмотря на удачный опыт интеграции русских мигрантов в израильское общество, было создано множество негативных стереотипов относительно иммигрантов из России, которые к тому же широко тиражировались в средствах массовой информации. Один из наиболее распространенных стереотипов заключается в том, что русские иммигранты принимают активное участие в деятельности преступных группировок. Настоящее исследование преступности в Израиле призвано выяснить, имеет этот стереотип под собой реальные основания или является мифом.

Богдан Войку (Институт исследований качества жизни, Румынская академия наук)

Изменение ценностей под воздействием международной миграции

Богдан Войку является ведущим научным сотрудником Института исследований качества жизни Румынской академии наук. Он также преподает на факультете социологии Университета им. Лучиана Благи в Сибиу и является участником Румынской группы по исследованиям социальных ценностей.

Аннотация: В литературе, посвященной формированию и изменению ценностей, длительное время преобладало представление о ценностях как относительно устойчивых сущностях (Jagodzinski, 2004). Концепция замещения поколений Мангейма (Mannheim, 1952) и введение Райдером (Ryder, 1965) понятия когорты как ключевого элемента анализа социальных изменений сформировали почву для возникновения так называемой «гипотезы социализации» Инглхарта (Inglehart 1971, 1997), которая затем стала ядром разработанной им теории постматериализма. Согласно Инглхарту, условия, в которых протекает взросление индивида, оказывают решающее воздействие на формирование его ценностных установок, остающихся впоследствии неизменными на протяжении всей жизни. В большинстве работ, посвящённых социальным ценностям, это достаточно строгое допущение рассматривается сегодня как само собой разумеющееся (Ester et al., 1994; Ester et al., 2006; Featherstone, 2011; Hitlin & Piliavin, 2004; Jagodzinski, 2004; van Deth & Scarbrough, 1994).

С другой стороны, разнообразные теории ассимиляции – вне зависимости от конкретной версии – утверждают, что иммигранты ежедневно взаимодействуют с культурой принимающей страны и усваивают модели поведения, установки и ценности, присущие доминирующей группе (Alba & Nee, 1997, 2003; Esser, 2010; Portes et al., 2005; Portes & Rumbaut, 2006). Подобный подход с необходимостью предполагает возможность изменения ценностей в зрелом возрасте. Эта идея также встречается и в некоторых исследованиях социальных ценностей и социальных изменений, например, в теории культурного запаздывания Огборна (Ogburn, 1973). В похожем ключе Инкельc (Inkeles, 1969: 213-214) трактует роль заводов в процессе модернизации ценностей, указывая на то, что неформальное обучение на рабочем месте и в школе является важнейшим фактором ценностных изменений. Ганделач (Gundelach, 1994) рассматривает институты как совокупности тех ценностных моделей, которые иммигранты должны усвоить для успешной адаптации. Институциональный подход к формированию ценностей (Arts, 2011) также используют Бек и Бек-Герншайм (Beck & Beck-Gernsheim, 2001: Ch. 13). Роль внешних условий в процессе изменения ценностей подчёркивается и в разработанной в психологии теории регулятивного фокуса (Higgins, 2011), а также в работах Инглхарта и соавторов (Inglehart & Baker, 2000; Inglehart & Welzel, 2005), которые показывают, что ценности могут изменяться под влиянием высокой инфляции или длительного экономического спада. Как отмечает Вельцель (Welzel, 2007), культурные нормы могут адаптироваться к внешней среде. 

Данный доклад посвящён сравнению двух конкурирующих теорий формирования ценностей: гипотезы социализации и институционального подхода. Международная миграция рассматривается как пример естественного эксперимента (Dinesen, 2013), который позволяет проверить обе теории. Автор фокусируется на изменении трудовых ценностей мигрантов как частном случае ценностных изменений. С использованием многоуровневой кросс-классифицированной регрессии проверяется, продолжают ли иммигранты разделять ценности страны, которую они покинули, подвергаясь культурному воздействию принимающего общества. На втором этапе анализа рассматриваются «оставшиеся», т.е. граждане отправляющей страны, в схожих обстоятельствах принявшие решение не уезжать. Так как индивиды, которые остались в отправляющей стране, также могут испытывать влияние других обществ - посредством взаимодействия с эмигрировавшими соотечественниками или знакомыми из других стран, то в качестве метода анализа на этом этапе используется многоуровневое регрессионное моделирование с допущением множественного членства. Эмпирической основой исследования служат данные «Всемирного исследования ценностей» по Румынии за 2012 год.

В заключение доклада обсуждается значение полученных результатов для теорий ценностных изменений и для теорий ассимиляции.

Франческо Саррацино (Национальный институт статистики и экономических исследований, Люксембург)

Не всё золото, что блестит! Выход за пределы ориентированной на ВВП стратегии повышения субъективного благополучия

Франческо Саррацино – итальянский экономист, работающий в Национальном институте статистики и экономических исследований (Люксембург) и GESIS – Институте социальных наук им. Лейбница (Германия). Он также является ассоциированным сотрудником Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ.

Аннотация: Способствует ли экономический рост повышению субъективного благополучия? После Второй Мировой войны в индустриальных странах Запада случился беспрецедентный экономический рост, который коренным образом преобразил условия жизни людей. Однако рост материального благосостояния не привел к росту субъективного благополучия: социологические данные показывают, что жители самых богатых стран удовлетворены жизнью не в большей степени, чем были раньше. Это заставляет предположить, что в современном мире экономический рост не является залогом повышения уровня субъективного благополучия. Вместе с тем подобный вывод противоречит устоявшимся взглядам, согласно которым именно экономический рост является наилучшим способом улучшить уровень жизни людей и поэтому поднимает вопрос: если не ВВП, то что тогда объясняет тренды субъективного благосостояния и их различия между странами?

Последние исследования демонстрируют, что социальный капитал и, в частности, социальные взаимодействия людей оказывают решающее влияние на благополучие людей. Изучение взаимосвязей между социальным капиталом, экономическим ростом и субъективным благополучием, как в рамках отдельных стран, так и в сравнительной перспективе, показывает, что для субъективного благосостояния важно не только удовлетворение материальных потребностей, но и разнообразные нематериальные аспекты отношений людей друг с другом и с окружающей их средой. Таким образом, для существенного улучшения благополучия людей политики должны перенаправить внимание и ресурсы, которые долгое время тратились на обеспечение устойчивого экономического роста, на развитие социального капитала.

Муса Штейви (Иорданский университет, Амман)

Идентичность и право палестинских беженцев на возвращение:эмпирическое исследование

Муса Штейви преподает социологию на факультете свободных искусств, а также в рамках Программы гендерных исследований Иорданского университета в Аммане. Доктор Штейви является основателем и директором Иорданского центра социальных исследований

Аннотация: В данном исследовании преследуется двойная цель: изучение самоидентификации палестинских беженцев и изучение отношения палестинских беженцев к праву на возвращение и альтернативным вариантам решения соответствующей проблемы. Проект был осуществлен Центром стратегических исследований Иорданского университета. Опрос проводился в первой половине 2011 года. Под задачи исследования была разработана специальная анкета. Проект охватил четыре страны/региона, в которых имеются лагеря палестинских беженцев: Иорданию, Западный берег реки Иордан, Ливан и сектор Газа. В первых двух регионах были опрошены две группы респондентов: одну группу составили лица, проживающие в лагерях беженцев, а вторую – те, кто живет за пределами лагерей. Помимо сообществ беженцев, опросы впервые проводились и среди палестинских израильтян. В каждом сообществе выборка составила 1200 человек в возрасте 18 лет и старше. Из-за политического кризиса в Сирии опрос в этой стране не проводился. Результаты исследования показывают, что палестинская идентичность сохраняется даже после шестидесяти с лишним лет проживания в других странах. Однако в тех странах, где беженцам предоставляли гражданство принимающего государства (Иордания и Израиль), значительная часть опрошенных считают себя жителями данного государства: иорданцами (в Иордании) или арабо-израильтянами (в Израиле). Кроме того, было обнаружено, что за право на возвращение все еще выступает подавляющее большинство, но при этом наблюдаются существенные различия в готовности воспользоваться им на практике.

Петер Шмидт (Гиссенский университет им. Юстуса Либиха, Германия; НИУ ВШЭ)

Почему немцы предпочитают сегрегацию? Исследование роли количества иммигрантов, предубеждений против них и межгрупповых контактов с использованием факториального дизайна. (В соавторстве с Эльмаром Шлютером и Йоханнесом Ульрихом)

Петер Шмидт – известный немецкий социолог, профессор Гиссенского университета им. Юстуса Либиха, заместитель заведующего Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ.

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению сегрегационных предпочтений. Оно призвано внести вклад в литературу по соответствующей теме по трем основным направлениям. Во-первых, авторы рассматривают, при каких условиях и каким именно образом размер локальных сообществ иммигрантов влияет на индивидуальные сегрегационные предпочтения местного населения. Для целей исследования используется  многообещающий, однако редко используемый в современных работах по сегрегационным предпочтениям концепт - межэтнические контакты. Вкратце основную идею, лежащую в основании данного подхода можно изложить следующим образом: большое количество мигрантов, проживающих на данной территории, способствует формированию позитивного отношения к сегрегации у местных жителей, однако межгрупповые контакты могут ослаблять этот эффект, поскольку ведут к снижению уровня предубежденности против мигрантов.

Далее, в работе проверяются теоретические предположения о сегрегационных предпочтениях среди местного населения не только относительно территории проживания (Исследование 1), но и выбора школы (Исследование 2). Изучение этих различных, но в равной степени актуальных социально-пространственных аспектов проявления сегрегационных предпочтений позволяет подтвердить генерализуемость наших результатов. Следует отметить, что наиболее примечательные исследования сегрегационных предпочтений были сделаны на основе изучения межгрупповых отношений в США, главным образом между белыми и афроамериканцами. (Emerson, Yancey & Chai, 2001; Krysan, Couper, Faryley & Forman, 2009, St. John & Bates, 1990). Однако не совсем ясно, в какой мере результаты этих исследований могут быть применимы для понимания межэтнических отношений в других обществах с большой долей иммигрантского населения. Авторы данной работы пытаются восполнить этот пробел через изучение немецкого опыта. Демографические характеристики Германии во многом отличаются от демографических особенностей американских городов. Так, в Германии достаточно редки случаи, когда какая-либо группа мигрантов превосходит по численности местное население  в конкретном районе или школе. Кроме того, уровень этнической или расовой сегрегации в США выше, чем в Германии. Таким образом, изучение сегрегационных предпочтений немцев представляется весьма интересным с точки зрения возможности обобщения результатов предыдущих исследований в межстрановой перспективе.

Наконец, в настоящей работе предполагается и методологический вклад в развитие соответствующей области исследований. Авторы применяют факториальный дизайн (Rossi & Nock, 1982; Krysan et al., 2009; Wallander, 2009) для того, чтобы получить возможность использовать внутри-субъектный (within subject) экспериментальный подход (West, Biesanz & Kwok, 2008) в межстрановом исследовании. В работе также используются преимущества такой техники статистического анализа, как многоуровневое моделирование структурными уравнениями (Muthén & Asparouhov, 2011), позволяющей, в отличие от обычной многоуровневой линейной регрессии, одновременно протестировать прямые и опосредующие эффекты переменных, включенных в теоретическую модель (Preacher, Zyphur & Zhang, 2010).  

Елена Пруцкова (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) 

Orthodox Monitor: К целостной модели влияния религии на установки и ценности в странах с опытом форсированной секуляризации

Елена Пруцкова является преподавателем кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она также участвует в проекте «Социология религии» богословского факультета ПСТГУ и является ассоциированным сотрудником Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ.

Аннотация: Orthodox Monitor – это исследовательский проект, направленный на изучение влияния религии на ценности и практики в различных сферах жизни (например, семья, социальные сети, гражданская и политическая вовлеченность и др.), а также нацеленный на изучение отношения населения к различным церковным инициативам (в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной работы и др.). Методология исследования разработана в рамках Исследовательского семинара «Социология религии» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как ответ на существенные проблемы, возникающие в современных исследованиях религиозности в странах, прошедших форсированную секуляризацию. Мы считаем, что в современном мире существует, по меньшей мере, три типа подключения человека к религии, важных с точки зрения исследования влияния религии на ценности, установки и поведение: (1) индивидуальное усвоение религиозных ценностей, норм и содержания веры (религиозная конверсия / обращение и социализация), (2) подключение через социальные сети – контакты с религиозным человеком по различным (не обязательно религиозным) поводам, (3) реагирование на сообщения религиозных представителей или о религиозных представителях в масс-медиа (публичной сфере). Три волны исследования были проведены в России в течение 2011-2012 гг. Всероссийский опрос проводился Институтом Фонда «Общественное Мнение». Первая волна исследования посвящена отношению населения РФ к Русской Православной Церкви, мотивам участия/неучастия в религиозной жизни, ценностям и практикам в различных сферах. В рамках второй волны были произведены повторные замеры по некоторым вопросам из анкеты первой волны. Объектом третьей волны является воцерковленная часть населения РФ, в анкету вошли вопросы о базовых ценностях (Ценностный портретный вопросник Ш. Шварца), более подробно, чем в первой волне, рассматривается тема социального капитала и участия в церковной социальной деятельности.





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.