• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интеграция мигрантов мусульман в Санкт-Петербурге

7 октября 2015 года в рамках семинара Научно-учебной группы «Национализм и национальная политика в СССР и России» выступал Эдуард Дмитриевич Понарин (заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, департамент социологии НИУ ВШЭ СПб), с докладом «Интеграция трудовых мигрантов-мусульман в Санкт-Петербурге» (совместно с Чудецким Александром, НИУ ВШЭ СПб). Исследование было основано на использовании качественных методов – интервью, включенного наблюдения. Ключевым инструментом при выходе в «поле» являлось использование посредника – человека или группы людей, которые уже давно знакомы или работают с мигрантскими сообществами и могли бы «представить» социолога мигрантам, и тем самым, помочь преодолеть барьер и получить достоверные данные.

 

Основным выводом проведенного исследования стало обнаружения определенной зависимости между статусом мигранта до его отъезда из родной страны и социальном положении сегодня в России. Таким образом, социальные навыки, связи и компетентности мигранта не обнуляются в принимающем сообществе полностью, они оказывают значительное влияние на его дальнейшее положение и профессиональный статус.

 

Кроме того, исследование показало, что те проблемы, с которыми мигранты сталкиваются в России, как бы «отодвигают» на второй планы их традиционные конфликтные ситуации. К примеру, этнические проблемы, актуальные в Средней Азии (например, отношения между таджиками и узбеками), становятся менее актуальными в Санкт-Петербурге. Общая мусульманская принадлежность играет здесь большую роль. Однако и она особенно актуализируется мигрантами особенно при выстраивании отношений с россиянами мусульманского происхождения – будь то татары, помогавшие найти работу, или чеченцы, помогавшие оформить документы, – нежели в рамках их отношений с земляками из Средней Азии.