• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Аннотация проекта

Традиционно в исследованиях национализма и национальной политики в СССР и России доминирует исторический подход и качественные методы. Данный проект предлагает дополнить исследования национализма и национальной политики количественной методологией, используя в качестве основного источника данных официальную советскую статистику и опубликованные вторичные данные. Беря за теоретическую рамку модернистскую парадигму к изучению национализма, мы предполагаем, что национализм и национальная политика имеют свою внутреннюю логику и могут быть описаны с помощью количественных закономерностей. Советское правительство проводило национальную политику, которая имела свои причины, целеполагание, результаты, периодизацию. Основные сферы для поиска подобных закономерностей – это демография (национальный состав, уровень урбанизации), образование (уровень грамотности, доступ к высшему образованию), кадровая политика (занятость, политика этнических квот), политическое участие (членство в КПСС, национальный состав руководителей регионов, национальный состав депутатов всех уровней), культура (тиражи книг, журналов на родном языке, обеспеченность учреждениями культуры), экономика (ВРП, темпы промышленного роста) и т.д. Порой довольно «аполитичная» национальная политика – в образовательной, культурной сфере – могла привести к важным политическим последствиям, которые стали очевидны в позднесоветский период. Данный исследовательский проект носит преимущественно разведывательный дизайн: отправной точкой являются данные, их сбор и обработка. Причем мы в большей степени ориентируемся на национализм меньшинств (ethnic minority), практически оставляя за рамками национализм большинства (великорусский национализм). Другая особенность проекта - он не фокусируется конкретно на каком-то одном историческом периоде, стремясь охватить весь советский и постсоветский период.

Исследовательские вопросы строятся вокруг нескольких приоритетных тем: ассимиляция/ русификация, этническое неравенство (понимаемое через доступ к образованию, карьере, политическому участию), возникновение этнических конфликтов, размах политического национализма; способность этнических меньшинств как лоббировать свои интересы в Центре, так и сопротивляться политике Центра. Мы предполагаем, что национальная политика в СССР обладала определенной цикличностью; это означает, что мы можем ожидать определённых закономерностей в изменении многих из указанных показателей. Если в национальной политике существовали определенные циклы (можно их условно назвать «жесткими» и «мягкими»), то связи между количественными показателями будут статистическими значимыми. Кроме того, выявление значимых трендов советской национальной политики позволит проверить релевантность этих тенденций на материале российской национальной политики.

Цели и задачи проекта

Основная цель исследования – описать национальную политику, этнополитические процессы СССР и России с использованием количественных данных.

Основное направление проекта – сбор данных, статистическая обработка вторичных количественных данных по теме национализма и национальной политики СССР, с целью как выявления существовавших трендов, так и обнаружения предпосылок для появления новых трендов в национальной политике современной России.

Первое предположение заключается в том, что национальная политика в СССР обладала определенной цикличностью; это означает, что мы можем ожидать определённых закономерностей в изменении многих из указанных показателей. Если в национальной политике существовали определенные циклы (можно их условно назвать «жесткими» и «мягкими»), то связи между количественными показателями будут статистическими значимыми.

Второе предположение заключается в том, что взлет национализма, нарастание этнических конфликтов и этнического насилия в конце 1980- нач. 1990-х в на территории (бывшего) СССР являлся не только побочным следствием распада СССР, но и закономерным, хотя и неожиданным, итогом советской национальной политики. Используя термин Дмитрия Горенбурга «этнические институты» мы предполагаем, что те регионы, где этнические институты (например, национальные институты образования, культуры, науки, прессы, государственные институты) были наиболее развиты, показали наибольший уровень политического национализма.

Наконец, третье предположение заключается в том, что инерция выявленных трендов – в образовании, культуре, политическом участии, экономике и т.д. – может быть выявлена и в современной России. Сравнение этнических республик РФ по динамике подобных показателей позволит сделать вывод как об успехах и перспективах национальной политики в России, так и о перспективах роста национализма (меньшинств) в будущем.

Важной задачей данного проекта является создание базы по советскому национализму и национальной политике(в республиканском/региональном разрезе),которая будет помещена в открытом доступе. Подобная база данных будет являться как основой для дальнейших исследований по проекту, так и самодостаточным результатом проекта.

Соответственно, основные задачи исследования можно обозначить следующим образом. Во-первых, собрать максимально доступную количественную информацию по национальной политике в СССР и России в одной базе: демография, образование, политическое участие, культура, экономика. Во-вторых, выбрать наиболее информативные показатели, возможно, создав на их основе ряд индексов, описывающих национализм и национальную политику. В-третьих, проверить наличие статистически значимых связей между показателями/ индексами. В-четвертых, построить каузальные модели, способные объяснить логику изменения национализма и национальной политики в СССР и России. В-пятых, соотнести полученные результаты с имеющейся исторической и политологической литературой, вставив свои выводы в существующие теоретические рамки, объясняющие национализм и национальную политику в СССР и России. Стоит особо отметить, что данный проект не является сугубо «количественным»; мы считаем, что периодизация, выбор показателей для изучения, интерпретация полученных связей и т.д. требует углубленного изучения исторической и политологической литературы по данному вопросу.

Данный исследовательский проект носит преимущественно разведывательный дизайн: отправной точкой являются данные, их сбор и обработка. Исследовательские вопросы строятся вокруг нескольких приоритетных тем: ассимиляция/ русификация, этническое неравенство (понимаемое через доступ к образованию, карьере, политическому участию),возникновение этнических конфликтов, размах политического национализма; способность этнических меньшинств как лоббировать свои интересы в Центре, так и сопротивляться политике Центра.

Данные

Вторичные данные по советской национальной политике и национализма можно в целом разделить на две группы. Первая группа включает различные источники советской официальной статистики: статистические ежегодники, тематические статистические сборники, данные всесоюзных переписей и пр. Она включает, например, следующие сборники:

  • Динамика населения СССР 1960-80 гг. М., Финансы и статистика, 1985.
  • Народное хозяйство РСФСР за 50 лет. Статистический сборник. М., Статистика, 1967.
  • Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. Статистическийсборник. М.,Финансы и статистика, 1987.
  • Население СССР. Справочник. М., Политиздат, 1974.
  • Население СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989 г.. М., Финансы и статистика, 1990.
  • Подъячих П., Население СССР. М., Главное издательство политической литературы, 1961.

Вторую группу составляют либо обработанные вторичные данные (например, в виде индексов и/или рейтингов), либо опубликованные вторичные данные, собранные авторами в архивах. Области, которые покрываются данными, весьма обширны: язык и образование (см. Anderson, Silver, 198), этническое неравенство в СССР (Jones, Grupp, 1984); кадровая политика/ членство в КПСС (Miller, 1974), ассимиляция (Silver, 1974). Эти данные доступны как на уровне союзных республик, так и на уровне автономных республик и областей (как правило, в РСФСР).

В СССР существовало более 50 этнических регионов: союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа и национально-административные районы. Хотя ряд регионов был распущен (немцы Поволжья, Крымская АР), ряд менял статус (Карельская ССР/ Карельская АССР), а по ряду почти нет информации (Каракалпакская АССР, Горно-Богдыханская АО), выборка все равно составляет примерно 50 случаев, что позволяет проводить статистический анализ. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.